|
единственные страны, где еще распоряжались кельтские вожди. С началом
христианской эры эти области оказались под игом Рима, и окончательная их
романизация стала только вопросом времени.
УНИКАЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ИРЛАНДИИ
Лишь в Ирландию никогда даже не забредали — не то что не захватывали ее —
римские легионеры, и она сохраняла независимость, невзирая на всех пришельцев,
формально до конца XII в., реально же — еще добрых три столетия.
Потому Ирландия представляет для нас особый интерес, ведь она пронесла
исконную кельтскую цивилизацию, кельтские общественные установления, искусство,
литературу и древнейшую из существующих форму кельтского языка [Повидимому,
ирландский фиксирует более древнюю форму кельтского языка, нежели валлийский.
На это указывают многие лингвистические особенности ирландского языка, из
которых здесь можно кратко перечислить лишь основные. Гойделы, или гэльские
кельты, которые, согласно общепринятой теории, первыми колонизировали
Британские острова, изгнанные на крайний запад своими сородичами с материка,
питали особую неприязнь к звуку р. Так, индоевропейский префикс «pare», в
греческом давший «Пора», в древнекельтском превращается в «are», как в
названиях Aremorici (армориканцы, те, кто живет ar muir, у моря); Aredunum
(Арденны, Франция); Arecluta, то, что рядом с Клотой (Клайд), ныне Дамбартон,
Aretaunon в Германии (близ горной цепи Тавн) и т. д. Этот звук или просто
исчезал, или переходил в с (k, g). Но приблизительно в VI в. до н. э. язык
континентальных кельтов заметно изменился. Какимто необъяснимым образом они
приобрели способность к произношению р, и даже заменили им уже наличествовавший
с; так, первоначальное «Cretanis» превратилось в «Pretanis», Британия;
числительное «qetuares» (четыре) преобразилось в «petuares», и так далее.
Кельтские топонимы в Испании свидетельствуют, что данное изменение прошло еще
прежде завоевания кельтами этой страны, имевшего место в 500 г. до н. э. Но
если сопоставить ряд ирландских и валлийских слов, то мы увидим, что ирландский
избегает р, чего никак нельзя сказать про валлийский. Вот несколько примеров:
ирландский валлийский перевод
crann prenn дерево
mac map сын
cenn pen голова
clumh (cluv) pluv перо
cbig pimp пять
Как будто бы вполне очевидно, что ирландский сохранил для нас более
древнюю форму языка. Интересно, что ирландцы продолжали не любить р до
относительно недавнего времени. Так, латинское «Pascha» перешло в «Casg»;
«purpur» — «пурпурный» — в «corcair»; «pufsatio» (через французское «pouls») в
«cuisle». Тем не менее следует отметить, что Никольсон в своих «Кельтских
изысканиях» пытается доказать, что в Древнейший период кельтыгойделы способны
были произносить так называемое индоевропейское р, то есть одиночный звук р,
вне сочетания с другой согласной. Едва ли можно сейчас считать этот вопрос
окончательно решенным.] через провал, отделяющий античность от современности,
языческий мир от христианского, и представила все это пред очи современных
историков и исследователей.
ХАРАКТЕР КЕЛЬТОВ
Как физические, так и нравственные качества, на удивление последовательно
приписываемые классическими авторами кельтским племенам, весьма нетипичны сами
по себе. Многое из того, что сообщают писатели, можно сказать о любом
неразвитом, лишенном письменности народе, и все же своеобразных черт
оказывается столько, что, если зачесть все эти античные описания, не называя, о
ком идет речь, каждый человек, болееменее знакомый хотя бы с историей Нового
времени, наверняка без колебаний назовет именно кельтов.
Некоторые из этих сообщений уже упоминались, и нет нужды повторять здесь
слова Платона, Эфора или Арриана. Однако следует, пожалуй, добавить
высказывание Марка Порция Катона: «Есть две вещи, которым галлы отдаются
целиком — искусство войны и изящество речи (rem militarem et argute loqui)».
РАССКАЗ ЦЕЗАРЯ
Цезарь оставил нам весьма аккуратный и содержательный рассказ об
обитателях Галлии. Он сообщает, что галлы со всем пылом бросаются в битву, но
быстро падают духом в случае поражения. Они невероятно суеверны, подчиняются
друидам во всем — и в общественных, и в частных вопросах, и худшим наказанием
считают запрет участвовать в религиозных церемониях:
«Кто таким образом отлучен19, тот считается безбожником, преступником,
все его сторонятся, избегают встреч и разговоров с ним, чтобы не нажить беды,
точно заразного; как бы он этого ни домогался, для него не производится суд;
нет у него и права на какуюлибо должность. <…> Друиды обыкновенно не принимают
участия в войне и не платят податей наравне с другими. <…> Вследствие таких
преимуществ многие отчасти сами поступают к ним в науку, отчасти их посылают
родители и родственники. Там, говорят, они учат наизусть множество стихов, и
поэтому некоторые остаются в школе друидов до двадцати лет. Они считают даже
|
|