Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Верования древних кельтов. :: Томас Роллестон - Мифы, легенды и предания кельтов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 124
 <<-
 
грехом записывать эти стихи, между тем как почти во всех других случаях, именно 
в общественных и частных записях, они пользуются греческим алфавитом»20.
      Кельты, по описанию Цезаря, жадны до новостей (часто останавливали купцов 
и путешественников, дабы послушать их рассказы)21, подвержены чужому влиянию, 
доверчивы, слабохарактерны, скоры на решения и склонны ко всяким переменам22. 
Одновременно они отличаются большой смышленостью и способностью быстро 
перенимать и воспроизводить то, чему учат другие23. Цезарь особо отмечает то 
искусство, с которым они противостояли неизвестной им римской системе осады. Он 
с большим уважением отзывается об их отваге, приписывая свойственное им 
презрение к смерти, до некоторой степени, по крайней мере, их твердой вере в 
бессмертие души. Народ, который в прошлом не раз наносил поражение римским 
войскам, который разорил Рим и который самого Цезаря не раз ставил в ситуацию 
очень серьезную и опасную, очевидно, состоял не из слабаков, каковы бы ни были 
их верования и ритуалы. Цезарь не склонен к сентиментальному восхищению 
противником, но один эпизод осады Аварика заставляет его прославлять доблесть 
его защитников. Римляне возвели деревянную постройку — аггер, дабы добраться до 
стен, неприступных для тарана. Галлы подожгли ее. Чрезвычайно важно было не 
дать осаждающим затушить пламя, и некий галл со стены над аггером принялся 
кидать в огонь комки сала и смолы, которые ему передавали изнутри. Вскоре он 
был убит выстрелом из римской катапульты. Один из его помощников немедленно 
перешагнул через его труп и продолжал его дело. Он тоже пал, но его место занял 
третий, затем четвертый; и это прекратилось только тогда, когда легионеры 
окончательно потушили пламя и оттеснили защитников внутрь города, который на 
следующий день взяли24.
      
СТРАБОН О КЕЛЬТАХ
      
      Географ и путешественник Страбон, умерший в 24 г. н. э. и живший, таким 
образом, несколько позже Цезаря, немало сообщает нам о кельтах. Он отмечает, 
что их земля (то есть Галлия) густо заселена, хорошо возделана и весьма 
плодородна. Женщины отличаются плодовитостью, они хорошие кормилицы. Мужчины 
войнолюбивы и бросаются в бой без оглядки, отважны, но простодушны и незлобивы, 
и их легко одолеть, применив хитрость. Они тянутся к цивилизации и переняли в 
Массалии греческое письмо и образованность, в их городах учреждаются 
общественные школы. Они более искусные всадники, чем пехотинцы; во времена 
Страбона кельты составляли цвет римской кавалерии. Они живут в больших 
куполообразных домах из досок и плетней — без сомнения, обмазанных глиной и 
известью, как в Ирландии, — на которые сверху набросана масса тростника. В 
Галлии существовали могучие города, и Цезарь отмечает прочность городских стен, 
сложенных из бревен и камня. И Цезарь, и Страбон сходятся в том, что между 
знатью и жрецами, то есть образованными слоями населения, с одной стороны, и 
простым народом — с другой, имелась четкая граница, и последние совершенно 
подчинялись первым. Конечно, общественное разделение примерно соответствовало 
делению по национальному признаку — «аристократия» состояла из 
кельтовзавоевателей, а в качестве «простолюдинов» выступали покоренные местные 
племена. Цезарь сообщает, что учение друидов предполагает бессмертие души, 
Страбон же добавляет, что они верят в нерушимость, то есть в известном смысле 
божественность, материальной вселенной.
      Кельтский воин любил щегольнуть. Его привлекало все, что придавало жизни 
блеск и ощущение полноты. Оружие его было всегда великолепно украшено, конская 
сбруя сверкала бронзой и эмалью, причем узоры не уступали в изяществе шедеврам 
Микен и Крита, одежду его покрывала золотая вышивка. Стоит упомянуть историю о 
том, как Верцингеториг изъявлял покорность Риму, поскольку она демонстрирует 
типично кельтскую смесь рыцарского благородства и того, что рассудительным 
римлянам представлялось детским хвастовством25. Когда падение Алезии положило 
конец его героической борьбе с Римом и он понял, что все потеряно, король 
созвал совет и сказал вождям, которых он провел через всю славную, хотя и 
окончившуюся поражением, войну, что готов пожертвовать собой ради своих верных 
последователей — и пусть они либо отошлют Цезарю его голову, либо он сдастся 
римлянам сам, дабы соплеменники его смогли добиться лучших условий. Выбрано 
было второе. Тогда Верцингеториг облачился в самые роскошные доспехи, надел на 
коня самую великолепную сбрую, объехал трижды вокруг римского лагеря, явился к 
Цезарю и положил к его ногам свой меч, составлявший до тех пор единственную 
защиту галльской независимости. Цезарь отослал его в Рим, где тот шесть лет 
провел в заточении и был казнен, когда победоносный военачальник праздновал 
свой триумф.
      Тем не менее любовь кельтов к роскоши и к искусству зачастую сочеталась с 
самым грубым варварством. Страбон говорит, что, когда воины возвращались домой 
с победой, то головы их врагов свисали с шей их лошадей — точно так же головы 
убитых висят на колеснице Кухулина, возвращающегося в Эмайн после набега на 
Коннахт. Хозяйственное устройство у кельтов было самое грубое: они спали на 
земле, сидели на соломенных тюфяках, а женщины их работали в поле26.
      
ПОЛИБИЙ
      
      У Полибия в описании битвы при Кластидии (222 г. до н. э.) есть 
примечательная сцена. Он сообщает, что гесаты27, стоявшие в первых рядах 
кельтской армии, вышли на битву обнаженными, и вид этих могучих воинов, на 
белой коже которых сверкали ожерелья и браслеты из золота, столь любимого 
кельтами, заставил затрепетать римских легионеров. Но на исходе дня все эти 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 124
 <<-