|
свой язык, где бы ни жили.
РАННЕЕ КЕЛЬТСКОЕ ИСКУССТВО
О том же свидетельствуют остатки материальной культуры древних кельтов. В
1846 г. в Гальштатте, близ Зальцбурга, что в Австрии, был обнаружен гигантский
некрополь дорийского периода. Доктор Артур Эванс полагает, что предметы, в нем
содержащиеся, относятся примерно к 750— 400 гг. до н. э. Многие из них
свидетельствуют о высоком уровне материальной культуры и развитой торговле. Так,
там были найдены янтарь с берегов Балтийского моря, финикийское стекло,
золотые поделки восточной работы, а также железные мечи, рукояти и ножны
которых богато украшены золотом, слоновой костью и янтарем.
Кельтская культура, к которой принадлежат находки в Гальштатте,
трансформировалась позднее в то, что теперь называют латенской культурой.
Поселение Латен располагается на северовосточном берегу озера Невшатель, и с
1858 г., когда там впервые были проведены раскопки, археологи нашли в этих
местах немало интереснейших предметов. По мнению доктора Эванса, эти древности
относятся к периоду расцвета цивилизации в Галлии и датируются приблизительно
III в. до н. э. О латенской культуре следует судить исходя из недавнего
наблюдения Ромилли Аллена, приводимого в его книге «Кельтское искусство»
(Romilly Allen, «Celtic Art», p. 13):
«Понимание эволюции кельтского искусства затрудняет прежде всего тот факт,
что, хотя кельты как будто бы не изобрели ничего нового, они проявляли
удивительную способность заимствовать идеи самых разных народов, с какими
сталкивала их война или торговля. И едва кельт присваивал какую бы то ни было
мысль соседей, как она тут же становилась настолько кельтской, что
преображалась почти до неузнаваемости».
Итак, кельты вершинной континентальной культуры — латенской — усвоили
первоначально вполне натуралистические мотивы греческих орнаментов, в частности
пальметту и меандр. Однако кельтам было свойственно избегать в своем
художественном творчестве любого, пусть даже самого осторожного, подражания
естественным формам растительного и животного мира. В их руках все обретало
чисто декоративный характер. Им нравились сочетания длинных плавных кривых и
волн с энергией плотно свитых спиралей и выпуклостей, и из этих простых
элементов, добавив к ним несколько греческих мотивов, они создали прекрасные,
изящные и разнообразные орнаменты и декоративные детали и стали пользоваться
ими, изготовляя оружие, украшения, домашнюю утварь, из золота ли, бронзы,
дерева или камня, и, вероятно, когда шили одежду, хоть мы и не можем утверждать
этого с точностью. Повидимому, только одна великолепная составляющая декора
металлических изделий — целиком и полностью порождение Кельтики. Эмаль была
неизвестна народам классической античности, пока они не узнали о ней от кельтов.
Еще в III в. н. э. она казалась диковиной в Средиземноморье, о чем
свидетельствует замечание Филострата: «Рассказывают, будто они (то есть бритты)
льют эти краски на раскаленную медь и будто они прилипают, становятся твердыми,
как камень, и узоры, сделанные на них, не исчезают».
Дж. Андерсон пишет в «Записках шотландского общества антикваров»:
«Галлы, как и бритты — отростки одного кельтского ствола, — изготовляли
эмаль еще до римского завоевания. Среди развалин города Бибракте, уничтоженного
легионами Цезаря, были недавно открыты мастерские, с печами, тиглями, формами,
шлифовальными камнями, с эмалями на разных стадиях изготовления. Но по
сравнению с бриттскими образчиками эмали из Бибракте — дилетантские
эксперименты. Родиной этого искусства была Британия, и художественный стиль,
как и те находки, вместе с которыми были обнаружены образчики эмали, со всей
определенностью указывают, что высшей ступени развития это искусство достигло
прежде, чем установился контакт с культурой Рима».
В Национальном музее города Дублина имеется множество шедевров
ирландского декоративного искусства — бронза, золото, эмали, — и то «кельтское»,
о котором говорит Ромилли Аллен, столь же отчетливо проглядывает здесь, как и
в предметах из Гальштатта или Латена.
Таким образом, все свидетельствует об общности культуры и тождестве
национального характера на всей обширной территории, известной античному миру
под именем Кельтика.
КЕЛЬТЫ И ГЕРМАНЦЫ
Но, как мы уже говорили, эту территорию населяли отнюдь не только кельты.
В частности, хотелось бы выяснить, кто были и где жили германцы, тевтоготские
племена, вслед за кельтами ставшие для классической цивилизации жестокой
угрозой с севера?
О них упоминает Пифей, выдающийся греческий путешественник и географ,
около 300 г. до н. э., но они не играют никакой роли в истории до тех пор, пока
на исходе II столетия, теперь уже под именем кимвров и тевтонов, не вторгаются
в Италию и не терпят поражение от Мария. Древнегреческие географы —
предшественники Пифея ничего о них не знают и отдают все земли, которые ныне
считаются германскими, различным кельтским племенам.
Объяснение, данное де Жюбенвиллем и основанное на различных соображениях
лингвистического характера, состоит в том, что германцы подчинялись кельтам,
как подчинялись им жившие в Галлии и в древней Ирландии «несвободные племена».
Они не обладали никакой собственной политической значимостью. Де Жюбенвилль
полагает, что все слова, связанные с законом, властью и войной, которые
|
|