|
Согласно Цезарю, самым примечательным богом галлов был (в римской
терминологии) Дис, или Плутон, божество подземного мира, населенного умершими.
Галлы считают себя его потомками, и в его честь, говорит Цезарь, они начинают
отсчет суток с наступления ночи59. Имя бога не приводится. Д'Арбуа де
Жюбенвилль полагает, что он, как и Ез, Тевтат, Таран, а в мифологии ирландцев —
Балор и фоморы, олицетворяет силы тьмы, зла и смерти, и таким образом кельтские
верования развивают известный во всем мире солярный миф, основанный на
представлении о вечной борьбе между днем и ночью.
БОГ СВЕТА
Бог света в Галлии и Ирландии — это Луг, имя которого фигурирует во
многих топонимах типа «Lugdunum» (Лейден), «Лион» и т. д. В ирландских мифах
Луг наделен отчетливо солярными свойствами. Он приходит к своему войску перед
битвой с фоморами, и воинам кажется, говорит сага, будто они видят восход
солнца. И тем не менее, как мы увидим в дальнейшем, он же — бог подземного мира,
принадлежащий к силам тьмы через свою мать Этлин, дочь Балора.
КЕЛЬТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЕРТИ
Кельтские представления о смерти, с одной стороны, полностью разнятся как
от греческих, так и от римских, а с другой стороны, на что уже указывалось,
близко соответствуют египетским. Иной мир не был царством мрака и страдания, но,
напротив, света и свободы. Солнце было в той же мере владыкой другого мира,
как и владыкой этого.
Конечно, существовали и зло, и тьма, и боль, и это начало в мифах
ирландских кельтов воплощали в себе Балор и фоморы, о которых мы еще не раз
вспомним; но что данные образы какимто особым образом связывались с идеей
смерти — это, думается, абсолютно ложная гипотеза, возникшая из ошибочного
сопоставления с соответствующими представлениями народов античности. Здесь
кельты скорее близки к Северной Африке или Азии, нежели к европейским ариям.
Только осознав тот факт, что кельты, судя по тому, что мы о них знаем, начиная
с распада их центральноевропейской империи, являют собой исключительную смесь
арийских и неарийских свойств, мы придем к подлинному пониманию их вклада в
европейскую историю и их влияния на европейскую культуру.
ПЯТЬ ФАКТОРОВ ДРЕВНЕКЕЛЬТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Подводя итог, мы можем, как кажется, выделить пять составляющих
религиозной и духовной жизни кельтов, какой она была до римского и
христианского воздействий. Вопервых, здесь перед нами огромный массив народных
верований и магических ритуалов, куда входят и человеческие жертвоприношения.
Эти ритуалы отличались в разных местностях, поскольку были привязаны к
различным природным объектам, считавшимся воплощениями или проводниками
божественной или дьявольской силы. Вовторых, существовала, несомненно, и
своего рода интеллектуальнофилософская доктрина, центральным предметом
поклонения в которой являлось солнце как символ божественной мощи и постоянства,
а центральной идеей — идея бессмертия души. Втретьих, был культ
антропоморфных божеств — Езуса, Тевтата, Луга и других, которые олицетворяли
силы природы или охраняли божественные установления. Вчетвертых, римлян
глубоко поразило наличие у друидов квазинаучных представлений об устройстве
мира, о деталях которых мы, к сожалению, практически ничего не знаем. Наконец,
мы имели случай отметить могущество института жрецов, который главенствовал в
области религиозного и светского образования, а также литературы60; который
давал право на это образование лишь членам привилегированной касты и который,
благодаря интеллектуальному превосходству и окружавшей его атмосфере
благочестивого трепета, стал основной политической, общественной и духовной
силой во всех кельтских землях. Мы говорим об этих факторах, мысленно отделяя
их друг от друга, но на практике они сплелись в неразрывное единство, и каста
друидов распоряжалась всем. Естественно возникает вопрос: можем ли мы выделить
здесь кельтские и докельтские, вероятно, даже доарийские элементы? Эта задача,
конечно, очень сложна; однако мне думается, что, сопоставив схожие факты и
проведя уместные параллели, мы не очень ошибемся, если припишем народу мегалита
особое учение, обряды и жреческий институт друидизма; а кельтам —
антропоморфных божеств и тягу к познанию и отвлеченным построениям; народные же
суеверия — всего лишь форма, которую в конкретных местностях приняли идеи,
общие для всего рода человеческого.
КЕЛЬТЫ СЕГОДНЯ
В связи с тем, что нынешнее население стран, называемых «кельтскими»,
носит очевидно смешанный характер, часто считается, что это определение не
имеет никакой опоры в реальной действительности. Тех кельтов, которые сражались
с Цезарем в Галлии и с англичанами в Ирландии, больше нет — они погибли на
полях сражений, на просторах от Алезии до реки Войн, и на их месте утвердился
другой расовый субстрат. Согласно этой точке зрения, единственные представители
истинных кельтов — это высокие краснолицые горцы Пертшира и северозапада
Шотландии, а также несколько династий из древнего племени завоевателей, еще
сохранившихся в Ирландии и в Уэльсе. Думается, в этой концепции есть немалая
|
|