|
Процитированному выше сообщению Цезаря в нравственном плане противоречит
чудовищная практика человеческих жертвоприношений, широкое распространение
которой среди галлов отмечает наш автор. Заключенных и преступников, или, если
их не хватало, даже невинных людей, вероятно, детей, в установленное время
сгоняли внутрь специально выстроенных шалашей и сжигали там заживо, дабы
снискать милость богов. Разумеется, человеческие жертвоприношения совершали
отнюдь не только друиды — на определенной стадии культурного развития они имели
место во всех областях как Старого, так и Нового Света и в данном случае, без
сомнения, представляли собой пережиток обычаев народа мегалита. Тот факт, что
такая практика не исчезла у кельтов, находившихся на достаточно высокой во всех
других отношениях ступени развития, находит параллели в Мексике и Карфагене и
объясняется, очевидно, безраздельным господством жреческого сословия.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ В ИРЛАНДИИ
Бертран пытается реабилитировать друидов, заявляя, что в Ирландии мы не
находим никаких следов этого ужасного обычая, хотя там, как и повсюду в
Кельтике, друиды пользовались неограниченной властью. В очень древнем трактате,
«Диншенхас», дошедшем до нас в составе Лейнстерской книги, сообщается, что в
долине МагСлехт стоял большой золотой идол — Кром Кройх (Кровавая луна). Прося
о хорошей погоде и урожае, кельты приносили у его подножия в жертву детей:
«Молока и хлеба они просили у него в обмен на своих детей — как велик был их
страх и как горестны их стенания!»56
И В ЕГИПТЕ
Египтяне отличались легким, жизнерадостным характером и не были склонны к
фанатизму; мы не находим никаких упоминаний о человеческих жертвоприношениях ни
среди надписей, ни среди рисунков, столь же многочисленных, сколь богата
информация обо всех сторонах жизни народа, ими предоставляемая57. Манефон,
египетский историк, писавший в III в. до н. э., сообщает, что человеческие
жертвоприношения упразднил только Амазис I в начале правления XVIII династии,
около 1600 г. до н. э. Но полное молчание всех прочих источников показывает,
что, даже если верить утверждению Манефона, такого рода обряды в историческое
время были крайне редки и воспринимались отрицательно.
ИМЕНА КЕЛЬТСКИХ БОГОВ
Какие имена носили и какими качествами обладали кельтские божества? Здесь
мы в значительной степени блуждаем в потемках. Народ мегалита не считал, что
его боги имеют человеческий облик. Камни, реки, источники, деревья и другие
природные объекты служили для этого племени символами или наполовину символами,
наполовину реальным воплощением почитаемых сверхъестественных сил. Но
впечатлительная кельтская душа кельта этим не довольствовалась. О существовании
у кельтов богов в человеческом обличье с разными именами и характерами сообщает
Цезарь, отождествляющий их с персонажами римского пантеона — Меркурием,
Аполлоном, Марсом и т. д. Лукан называет триаду божеств: Тевтат, Ез и Таран58;
следует обратить внимание, что в этих именах можно выделить подлинно кельтские,
то есть арийские, корни. Так, «Ез» восходит к индоевропейской основе «*as»,
означающей «быть», сохранившейся в имени Асурамазды у персов, Эсуна у умбров,
асов — у скандинавов. Тевтат появился из кельтского корня со значением
«доблестный», «воинственный», и это бог, похожий на Марса. Таран (Тор?) —
согласно Жюбенвиллю, божество молнии («taran» в валлийском, корнуэлльском,
бретонском языке значит «молния»). Вотивные надписи этим богам найдены в Галлии
и Британии. Другие надписи и изображения подтверждают существование в Галлии
множества младших, местных божеств, от которых нам остались в лучшем случае
имена. В том виде, в котором они до нас дошли, они несут на себе явные следы
римского влияния. Все скульптуры — грубые подобия произведений римского
религиозного искусства. Но среди них есть и дикие, странные изображения —
трехликие боги, боги с ветвистыми рогами, змеи с рогами овнов и другие,
непостижимые ныне символы древней веры. Весьма примечательны часто
повторяющаяся «поза Будды» со скрещенными ногами, столь привычная для Востока и
Мексики, а также хорошо знакомая нам по Египту тенденция объединять богов в
триады.
ЦЕЗАРЬ О КЕЛЬТСКИХ БОЖЕСТВАХ
Цезарь, пытавшийся вписать религию галлов в рамки римской мифологии — чем,
впрочем, занимались и сами галлы после завоевания, — говорит, что Меркурий у
них считается главным среди богов и что они видят в нем создателя всех искусств,
покровителя торговли, стража дорог и покровителя путешественников. Из этого
можно заключить, что он для галлов, как и для римлян, исполнял функцию
проводника мертвых — путешественников в иной мир. До нас дошло много бронзовых
статуй Меркурия, сделанных руками галлов, и само имя его было усвоено этим
народом, как свидетельствуют многие топонимы. Аполлона называли богом
целительства, Минерву — попечительницей всех искусств и ремесел, Юпитер
распоряжался небом, а Марс покровительствовал войне. Разумеется, Цезарь здесь
объединяет под пятью римскими именами множество разных галльских божеств.
БОГ ПОДЗЕМНОГО МИРА
|
|