|
доля истины. Тем не менее нельзя забывать, что потомки народа мегалита в
физическом отношении несут в себе большую примесь кельтской крови, а в духовном
— кельтских традиций и идеалов. Кроме того, касаясь вопросов национального
характера и его истоков, не следует забывать о том, что здесь нельзя провести
анализ, подобный анализу химического соединения — просто выделить составные
части и однозначно предсказать будущие свойства. Национальный характер, как бы
он ни был устойчив, — не деталь, отлитая в форме и очевидно неспособная к
какому бы то ни было росту и развитию. Он — часть живого мира; он изменчив и
заключает в себе множество скрытых потенций, которые могут в любой момент
вырваться наружу. Я лично убежден в одном — что этическое, общественное и
интеллектуальное развитие народов, объединяемых европейцами под названием
«кельтской окраины», должно идти только под знаком «кельтства» — необходимо
хранить и поддерживать кельтскую традицию, литературу, язык, словом, все то,
наследниками чего, пускай и не по прямой линии, стали знакомые нам смешанные
народы. Все это близко им по духу и глубоко укоренилось в их сердцах, и того,
кто, исполненный смелой веры, выйдет с плугом на эту пашню, ждет богатый урожай.
С другой стороны, педантизму, ограниченности, нетерпимости не должно быть
места здесь, если мы надеемся достичь успеха; не следует цепляться за внешние
формы прошлого лишь потому, что кельтский дух однажды в них воплотился. Не
будем забывать, что в раннем Средневековье ирландские кельты были самыми
выдающимися учеными и миссионерами, самыми выдающимися первопроходцами в
области религии, науки и отвлеченной мысли в Европе61. Современные
исследователи прослеживают их светоносные пути на половине языческого материка,
и школы Ирландии заполняли ученикичужеземцы, которые нигде больше не могли
получить образования. В те времена кельты играли свою звездную роль в мировой
драме, и ничего более величественного им сыграть не удалось. Поистине, наследие
этих людей нужно беречь с почтением, но не как музейную редкость; ничто не
окажется дальше от их свободного, смелого духа, чем если оставить его каменеть
в руках тех, кто называет себя прямым наследником их имени и славы.
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
После очерка древней истории кельтов и факторов, повлиявших на нее,
данного в этой и предшествующей главах, мы перейдем к обзору кельтских мифов и
легенд, в которых и до сих пор живет душа, их создавшая. Мы не станем здесь
касаться литератур никаких других народов. Мы не будем говорить об обработках
кельтских по происхождению легенд, например о преданиях о короле Артуре, ибо
никто уже не скажет, что в них от кельтов, а что — нет. Кроме того, в таких
случаях главную ценность обычно представляет последний вариант.
Итак, все, что мы приводим, мы приводим без добавлений и без изменений.
Конечно, часто приходится объединять разные версии, но все, что в них
содержится, пришло непосредственно из духа кельтской нации, и эти легенды
существуют и по сей день на гэльском или валлийском языке.
Глава 3
ИРЛАНДСКИЕ МИФЫ О ЗАВОЕВАНИЯХ
КОСМОГОНИЯ КЕЛЬТОВ
А существовало ли у кельтов вообще какоелибо подобие космогонии,
какоелибо повествование о происхождении мира и человека, помимо тайных учений
«о природе вещей», которые, как сообщает Цезарь, друиды не позволяли
записывать? Разумеется. Было бы поистине странно, если бы у кельтов, у
единственного народа на земле, не было мифов о происхождении мира. Зрелище
Вселенной, с ее бескрайними просторами, во всем бесконечном многообразии
явлений небесных и земных, всегда сперва будило воображение, а потом давало
пищу ищущему разуму любого народа, маломальски способного к тому или другому.
У кельтов и воображения, и ума было в достатке, однако, кроме единственной
фразы о «неразрушимости» мира, дошедшей до нас благодаря Страбону, мы ничего не
знаем о первых их представлениях и умозаключениях по данному поводу. Корпус
ирландских преданий весьма обширен. Конечно, дошедшие до нас тексты составлены
уже в христианский период, однако в них осталось столько неоспоримо языческого,
что предполагать, будто христиане — редакторы и переписчики убрали все намеки
на чуждую их религии концепцию возникновения мира, было бы поистине странно.
Тем не менее, они вообще ничего о ней не сообщили: в древнейшем корпусе
сказаний ирландских гэлов — старейших сохранившихся текстах — нет ничего, что
бы соответствовало вавилонской победе над силами хаоса, или безыскусному
северному мифу о сотворении Митгарда из тела Имира, или египетскому преданию о
создании вселенной Тотом, божественным Словом, из первичных вод, или даже
примитивным представлениям, имеющимся почти у любого племени дикарей.
Несомненно, у друидов было некое учение о данном предмете. Но они передавали
его лишь посвященным и не допускали профанов к рассуждениям на эту тему, тем
самым возведя непроходимую преграду на пути естественного стремления людей к
мифотворчеству в плане космогонии, и добились того, что учение их, каким бы оно
ни было, сгинуло вместе с ними.
И потому мы видим, что в первых ирландских повестях о начале времен речь
идет не о начале Мира в целом, а о заселении их собственной страны, Ирландии. В
имеющихся текстах сообщения о первых вторжениях и заселении земли обычно
предварялись библейским преданием о сотворении мира и человека, следовательно,
|
|