|
божественные следы, и тогда восклицает: „Наш великий бог пришел к нам!“
«АНХ» В СОСТАВЕ НАСКАЛЬНЫХ РИСУНКОВ
Мы располагаем еще одним свидетельством связей народа мегалита с Северной
Африкой. Серги указывает, что знаки на табличках из слоновой кости (имеющие,
вероятно, числовое значение), обнаруженные Флиндерсом Петри в погребении в
Накваде, схожи с рисунками на европейских дольменах. В числе рисунков, выбитых
на мегалитических памятниках, встречаются также несколько египетских иероглифов,
включая знаменитый «анх», или «crux ansata»47, символ жизненной силы и
воскресения. На этом основании Летурно заключает, «что строители наших
мегалитических памятников пришли с юга и являются родственниками народам
Северной Африки»48.
ЯЗЫКОВЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
Рассматривая лингвистическую сторону вопроса, Рис и Бринмор Джонс нашли,
что предположение об африканском происхождении древнейшего населения
Великобритании и Ирландии вполне оправдано. Было показано также, что кельтские
языки по своему синтаксису принадлежат к хамитскому, а конкретно египетскому,
типу49.
ЕГИПЕТСКИЕ И «КЕЛЬТСКИЕ» ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БЕССМЕРТИИ
Конечно, факты, которыми мы располагаем в настоящее время, не позволяют
нам выстроить стройную теорию взаимоотношений между западноевропейскими
строителями дольменов и теми, кто создал удивительную религию и цивилизацию
Древнего Египта. Но если учесть все факты, становится очевидно, что подобные
взаимоотношения имели место. Египет — страна классического религиозного
символизма. Он дал Европе самые прекрасные и самые знаменитые образы — образ
божественной матери и божественного дитяти. Как представляется, оттуда же к
первым обитателям Западной Европы пришла и глубокая символика путешествия душ,
ведомых в Мир Мертвых богом света.
Религия Египта в большей степени, чем другие развитые древние религии,
построена на учении о будущей жизни. Впечатляющие своим великолепием и
размерами гробницы, сложные обряды, удивительная мифология, высочайший
авторитет жрецов — все эти черты египетской культуры теснейшим образом связаны
с представлениями о бессмертии души.
Для египтянина душа, лишенная тела, не была просто призрачным его
подобием, как считала классическая античность, нет, будущая жизнь являлась
прямым продолжением жизни земной; праведный человек, занявший свое место в
новом мире, оказывался окружен своими же родичами, друзьями, работниками, и его
занятия и развлечения весьма походили на прежние. Судьбой злого было
исчезновение; он становился жертвой невидимого чудовища по имени Пожиратель душ.
И вот, когда Греция и Рим впервые заинтересовались представлениями
кельтов, их поразило прежде всего учение о посмертной жизни, которое, по словам
галлов, исповедовали друиды. Народы классической древности верили в бессмертие
души; но что представляют собой души умерших у Гомера, в этой библии греков!
Перед нами — какието выродившиеся, заблудшие, лишенные человеческого облика
создания. Возьмем хотя бы описание того, как Гермес ведет в Аид души убитых
Одиссеем женихов:
Эрмий тем временем, бог киллеиийский, мужей умерщвленных
Души из трупов бесчувственных вызвал; имея в руке свой Жезл золотой…
Им он махнул, и, столпясь, полетели за Эрмием тени
С визгом; как мыши летучие, в недре глубокой пещеры,
Цепью к стенам прилепленные, если одна, оторвавшись,
Свалится наземь с утеса, визжат, в беспорядке порхая, —
Так, завизжав, полетели за Эрмием тени; и вел их Эрмий, в бедах покровитель,
к пределам тумана и тленья…50
Древние авторы чувствовали, что кельтские представления о загробной жизни
являют собой нечто совершенно другое, нечто одновременно и более возвышенное, и
более реалистичное; утверждалось, что человек после смерти остается тем же,
каким был при жизни, сохраняя все прежние личные связи. Римляне с изумлением
отмечали, что кельт может дать деньги в обмен на обещание получить их обратно в
будущей жизни51. Это совершенно египетская концепция. Такая аналогия пришла в
голову и Диодору (кн. 5), ибо ничего похожего в других местах он не встречал.
УЧЕНИЕ О ПЕРЕСЕЛЕНИИ ДУШ
Многие античные писатели полагали, что кельтская идея бессмертия души
воплощает в себе восточные представления о переселении душ, и была даже
придумана теория, согласно которой кельты узнали это учение от Пифагора. Так,
|
|