|
СИМВОЛИЧЕСКИЕ УЗОРЫ В НЬЮГРЭЙНДЖ
Все эти камни совершенно не обработаны и явно были взяты со дна реки или
еще откуданибудь поблизости. На их плоских гранях имеются рисунки,
представляющие особый интерес. Если не брать большой камень со спиралями у
входа, едва ли эти рисунки должны были служить украшениями, разве что в самом
грубом и примитивном смысле. В этих рисунках не прослеживается стремления
создать декор, подходящий к размеру и форме поверхности. Узоры процарапаны на
стенах коегде и коекак44.
Основным их элементом является спираль. Интересно отметить сходство
некоторых из них с предполагаемыми «отпечатками пальцев» в ГаврИнис.
Имеются также тройные и двойные спирали, ромбы и зигзагообразные линии. В
западной оконечности камеры найден рисунок, напоминающий пальмовую ветвь или
лист папоротника. Рисунок вполне натуралистичен, и едва ли возможно согласиться
с интерпретацией мистера Кафи — что это часть так называемого узора «рыбья
кость». Подобный же пальмовый лист, но с прожилками, под прямым углом
отходящими от черенка, найден в соседнем кургане в Дауте, близ Лугкрю, а также
— в сочетании со знаком солнца, свастикой — на маленьком алтаре в Пиренеях,
зарисованном Бертраном.
СИМВОЛ КОРАБЛЯ В НЬЮГРЭЙНДЖ
В западном отделении камеры мы находим и другой примечательный и довольно
необычный узор. Разные исследователи видели в нем метку каменщиков, образчик
финикийского письма, группу цифр; и, наконец (и, без сомнения, верно), мистер
Джордж Кафи предположил, что это грубое изображение корабля с поднятыми
парусами и людьми на борту. Заметим, что непосредственно над ним находится
маленький кружок, являющийся, очевидно, элементом картинки. Аналогичное
изображение имеется в Дауте.
Как мы увидим, рисунок этот может многое прояснить. Обнаружилось, что на
некоторых камнях кургана Локмариакер в Бретани имеется множество подобных
жеорнаментов, причем на одном из них присутствует круг в том же положении, что
и на рисунке в НьюГрэйндж. На этом камне изображен также топор, который у
египтян считался иероглифом божественной природы, а кроме того, магическим
символом. В работе доктора Оскара Монтелиуса о каменной скульптуре Швеции мы
обнаруживаем зарисовку высеченного в камне грубого изображения нескольких
кораблей с людьми; над одним из них — круг, разделенный крестом на четыре части,
без сомнения, эмблема солнца.
Предположение, что кораблям (как и в Ирландии, нарисованным настолько
условно символически, что никто не увидел бы в них конкретного смысла, когда бы
ключ не был дан другими, более сложными картинками) солнечный диск сопутствует
только в качестве украшения, представляется мне неправдоподобным. Едва ли
гробницу, в те времена — средоточие религиозных представлений, стали бы
украшать бессмысленными, пустыми рисунками. Как хорошо сказал сэр Джордж
Симпсон, «люди всегда соединяли святыню и смерть». Тем более, что никакого
намека на декоративность в этих каракулях нет. Но если они задумывались как
символы, что они символизируют?
Не исключено, что здесь мы сталкиваемся с комплексом идей более высокого
порядка, нежели магия. Наше предположение может показаться излишне смелым; тем
не менее, как мы увидим, оно вполне согласуется с результатами некоторых других
исследований, касающихся происхождения и характера культуры мегалита.
Будучи принято, оно сообщит значительно большую определенность нашим
представлениям о взаимоотношениях народа мегалита с обитателями Северной Африки,
а также о природе друидизма и связанных с ним учений. Мне кажется достаточно
очевидным, что столь частое появление кораблей и солнца в составе наскальных
рисунков в Швеции, Ирландии, Бретани не может быть случайным. А глядя, к
примеру, на изображение из Холланда (Швеция), никто не усомнится, что два
элемента явно составляют одну картинку.
СИМВОЛ КОРАБЛЯ В ЕГИПТЕ
Символ корабля, вместе с или без изображения солнца, является очень
древним и часто встречается на египетских гробницах. Он связан с культом Ра,
|
|