|
вплоть до самых недавних времен. Более того, рисунок, сделанный с натуры
Артуром Беллом и воспроизводимый здесь, свидетельствует, что в Бретани еще и
теперь существуют обряды, в которых христианская символика и ритуал служат
прикрытием самому махровому язычеству. Согласно сообщению мистера Белла,
священники с большой неохотой принимают участие в таких обрядах, но их
вынуждает к этому давление общественного мнения. Святые источники, вода из
которых считается целебной, до сих пор вещь совершенно обычная в Ирландии, а в
качестве аналогичного примера на материке следует упомянуть священные воды
Лурда; правда, последний культ утвержден церковью.
ЯМКИ И КРУГИ
В связи с мегалитическими памятниками необходимо вспомнить и о другом
любопытном орнаменте, значение которого пока неясно. В поверхности камня
сделаны круглые углубления, причем часто их обрамляют концентрические линии, и
от ямки за пределы окружностей отходит одна или несколько черточекрадиусов.
Иногда эти черточки соединяют углубления, но чаще они лишь слегка выходят за
пределы самого широкого из кругов. Эти странные знаки обнаружены в
Великобритании и Ирландии, в Бретани и коегде в Индии, где их называют
mahadeos. Кроме того, я обнаружил любопытный образец — или, по крайней мере, он
таковым кажется — в «Памятниках Новой Испании» Дюпуа. Эта иллюстрация
воспроизведена в «Древностях Мексики» («Antiquities of Mexiko») лорда Кингсборо,
т. 4. На круглой верхушке цилиндрообразного камня, известного как
«Триумфальный камень», в центре высечена ямка, вокруг которой расположено
девять концентрических кругов, и от углубления через все эти круги до самого
края проведена борозда. Этот рисунок сильно напоминает типичные европейские
узоры из ямок и кругов, правда, он исполнен более аккуратно. Едва ли можно
сомневаться, что эти орнаменты чтото значат, и, мало того, где бы они ни были
найдены, они значат одно и то же; но что — остается загадкой. Рискнем
предположить, что это нечто вроде плана гробницы. Центральная выемка обозначает
собственно место захоронения. Круги — это стоячие камни, рвы и валы, обычно его
окружающие, а линия или бороздка, идущая от центра наружу, — подземный ход в
погребальную камеру. Из рисунках, приведенных ниже, становится очевидна эта
функция «прохода», которую выполняла бороздка. Поскольку гробница представляла
собой одновременно святыню, вполне естественно, что ее изображение входит в
число священных знаков; возможно, его присутствие указывало, что данное место
сакрально. Насколько это предположение оправдано в случае Мексики, сказать
сложно.
КУРГАН В НЬЮГРЭЙНДЖ
Один из самых значимых и крупных мегалитических памятников в Европе —
большой курган в НьюГрэйндж, на северном берегу ирландской реки Войн. Этот
курган и другие, соседние с ним, фигурируют в древнеирландских мифах в двух
качествах, сочетание которых само по себе весьма любопытно. С одной стороны, их
считают обиталищами сидов (в современном произношении ши), или народа фэйри, —
вероятно, так стали восприниматься божества древней Ирландии, и с другой —
согласно традиции, здесь похоронены верховные короли языческой Эрин. Рассказ о
погребении короля Кормака, который якобы приобщился к христианской вере задолго
до того, как Патрик начал проповедовать ее на острове, и который велел, чтобы
его ни в коем случае не хоронили у реки Войн, поскольку это место языческое,
заставляет сделать вывод, что НьюГрэйндж был центром языческого культа, отнюдь
не сводившегося к почитанию царственных особ. К несчастью, эти памятники в IX в.
были найдены и разграблены данами43, но сохранилось достаточно подтверждений
того, что изначально это были погребения, совершенные по обрядам древней
религии. Важнейший из них, курган в НьюГрэйндж, был тщательно исследован и
описан мистером Джорджем Кафи, хранителем коллекции кельтских древностей в
Национальном музее Дублина. Снаружи он выглядит как большой холм, заросший
кустами. Диаметр его в самом широком месте составляет чуть меньше 100 метров,
высота — около 13, 5 метра. Его обрамляет круг из стоячих камней, которых
изначально было, повидимому, тридцать пять. Внутри этого круга находятся ров и
вал, и поверху этого вала расположен бордюр из крупных каменных глыб,
положенных на ребро, от 2, 4 до 3 метров в длину. Сам холм реально представляет
собой кайрн, ныне заросший, как уже было сказано, травой и кустами. Самое
интересное заключается внутри кайрна. В конце XVII в. рабочие, выбиравшие из
холма камень для строительства дорог, обнаружили коридор, ведущий вовнутрь; они
заметили также, что плита у входа густо испещрена спиралями и ромбами. Вход
обращен точно на юговосток. Стены коридора сложены из прямостоящих глыб
необработанного камня и перекрыты такими же глыбами; высота его меняется
приблизительно от 1, 5 до 2, 3 метра; ширина его чуть меньше 1 метра, а
протяженность — около 19. Заканчивается он в крестообразной камере 6 метров в
высоту, сводчатый потолок которой сделан из крупных плоских камней, наклоненных
вовнутрь и почти соприкасающихся наверху. Их перекрывает большая плита. В
каждом из трех концов крестообразного помещения стоит нечто вроде огромного
грубого каменного саркофага, но нет никаких следов захоронения.
|
|