|
написавшим сочинение о магии, был некто Остган, соратник Ксеркса в войне с
греками, сеявший «семена своего чудовищного искусства» по всей Европе, куда бы
он ни пошел.
Магия, как полагал Плиний, изначально чужда грекам и италийцам, но зато
повсеместно распространена в Британии; система ритуалов здесь настолько развита,
что, по словам нашего автора, кажется, будто британцы обучили этому искусству
персов, а не персы — их.
СЛЕДЫ МАГИЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЙ, ОСТАВШИЕСЯ В ПАМЯТНИКАХ МЕГАЛИТА
Впечатляющие руины культовых сооружений, оставленные нам народом мегалита,
говорят нам немало о религии их создателей. Возьмем, например, любопытный
курган в МанэОйк, в Бретани. Рене Галль, исследовавший этот памятник в 1864 г.
, засвидетельствовал, что он сохранился в неприкосновенности — земляной покров
нетронут, и все осталось так, как было, когда строители покинули священное
место. При входе в прямоугольную камеру стояла каменная плита, на которой был
выгравирован таинственный знак — вероятно, тотем вождя. Сразу за порогом
археологии обнаружили красивую подвеску из зеленой яшмы, размером
приблизительно с яйцо. В центре помещения на полу лежало более замысловатое
украшение — большое, слегка вытянутое кольцо из жадеита и топор, тоже из
жадеита, лезвие которого покоилось на кольце. Топор — общеизвестный символ
власти, он часто встречается в наскальных изображениях бронзового века,
египетских иероглифах и минойских рельефах и т. д. На небольшом расстоянии от
них располагались две крупные яшмовые подвески, затем топор из белого нефрита41,
затем еще одна яшмовая подвеска. Все эти предметы размещались точно по
диагонали камеры, направленной с северозапада на юговосток. В одном из углов
были сложены топоры из жадеита, нефрита и фибролита — всего 101 образец.
Никаких останков костей или пепла или погребальной урны археологи не нашли;
сооружение представляло собой кенотаф. «Не приоткрывается ли нам здесь, —
вопрошает Бертран, — некая церемония, основанная на магических практиках?»
ХИРОМАНТИЯ В ГАВРИНИС
По поводу погребения в ГаврИнис смотритель Музея древних народов Альбер
Метр сделал весьма любопытное наблюдение. Там было найдено — как и в составе
других мегалитических памятников в Ирландии и Шотландии — множество камней,
украшенных исключительно своеобразным орнаментом из волнистых и концентрических
кругов и спиралей.
Если странные узоры на человеческой ладони у оснований и на кончиках
пальцев рассмотреть под лупой, обнаружится, что узоры на камнях очень их
напоминают. Линии на ладони настолько своеобразны, что, как известно, их
используют для идентификации преступников. Может ли обнаруженное сходство быть
случайным? Ничего похожего на эти узоры не встречается ни в каких других местах.
Не следует ли здесь вспомнить о хиромантии — магическом искусстве, широко
распространенном в древности, да и в наши дни? Ладонь как символ власти —
известный магический знак, вошедший даже в состав христианской символики:
достаточно вспомнить, например, изображение кисти на обратной стороне одной из
перекладин креста Муйредаха в Монастербойке.
КАМНИ С ОТВЕРСТИЯМИ
Другая интересная и еще не объясненная черта многих из этих памятников,
от Западной Европы до Индии, — наличие в одном из камней, составляющих камеру,
маленького отверстия. Предназначалось ли оно для духа покойника, или для
приношений ему, или это был путь, по которому жрецу или магу могли прийти
откровения из мира духов, или оно совмещало в себе все эти функции?
Общеизвестно, что камни с отверстиями — это самая распространенная из реликвий
древних культов, и их до сих пор почитают и применяют в магических практиках,
связанных с родами и т. д. Очевидно, отверстия следует толковать именно как
сексуальный символ.
ПОКЛОНЕНИЕ КАМНЯМ
Не только небесные светила, но и реки, деревья, горы и камни — все
становилось предметом поклонения для этого первобытного народа. Почитание
камней было особенно распространено, и его не так легко объяснить, как
почитание живых и движущихся объектов. Возможно, дело здесь в том, что огромные
отдельные глыбы необработанного камня походили на искусственно созданные
дольмены и кромлехи42. Это суеверие оказалось исключительно живучим. В 452 г. н.
э. собор в Арле осудил тех, кто «почитает деревья, источники и камни»,
подобную практику порицали Карл Великий и многочисленные церковные соборы
|
|