|
мешок обрезков ногтей, или воронье гнездо, полное яиц крапивника».
В традиционных свадебных обрядах, однако, препятствия на пути жениха были
куда более скромными, а невыполнимые задачи в силу самой своей природы
выполнялись фигурально — как отгадывание загадок. В некоторых районах Уэльса,
например, друзей жениха не пускали в дом невесты, и в результате разгорался
поэтический поединок между двумя «враждующими партиями». Такие состязания «на
пороге» были присущи и некоторым сезонным обрядам, причем загадки иногда
принимали стихотворную форму. Отгадывание загадок вплоть до недавнего времени
входило составным элементом в свадебные ритуалы отдельных областей России и
Средней Азии, и иногда загадки содержали намек на просьбу об исполнении
чего-то принципиально невыполнимого. Так, в одной из деревень Ярославской
губернии «продавец невесты» приглашал шафера «торговать» ее, причем плата была
либо в золоте, либо в загадках. Выбор всегда падал на загадки, и «продавец»
на них не скупился. Например, он говорил «Дай мне за нее море, полное до
краев, с серебряным дном». Шафер тут жеподносил ему чашу, полную пива, на
дне которой лежала серебряная монета. Или «Отгадай, что это – само твердое, а
нутро мягкое». Шафер давал ему свечу. «Покажи мне то, чего нет у хозяина этого
дома», — и шафер выводил вперед жениха, ведь у хозяина дома еще не было
зятя.
Невыполнимые задачи предназначены сохранить границу между обитателями двух
миров, и эта их функция четко просматривается в индийском ритуале. Во время
похорон женщины, умершей родами, ее близкие, чтобы обезопасить себя от ее
недоброго призрака, разбрасывают на дороге горчичное семя – считается, что
призрак может вернуться с места кремации, только если соберет все разбросанные
семена. В других областях на дороге вместо горчичного семени оставляют
растрепанную хлопковую вату, которую призрак должен собрать за одну ночь —
точь-вточь как в преданиях. Эта задача считается невыполнимой, поэтому
возвращения призрака можно не опасаться. Собирание льняного семени — один из
излюбленных мотивов кельтских повестей, и, по-видимому, это связано и с
традиционными гаданиями в канун Халлоуина, когда девушки рассыпают на полу
льняное или конопляное семя, а потом собирают его, приговаривая «Пусть мой
муж придет собирать, боронить, скирдовать». Тогда призрак будущего мужа
непременно покажется.
В фольклорных версиях сватовства к дочери великана герой напоследок должен
пройти еще одно сверхчеловеческое испытание — увидеть различия там, где
различий нет. Невеста предстает перед ним как одна из трех и более совершенно
одинаковых сестер, голубок или лебедей, и он должен ее узнать. Этот «тест»
тоже имеет параллели в брачном обряде. Так, у многих индоевропейских народов
было принято, когда жених приезжал за невестой, заменять настоящую невесту
подложной. В Уэльсе, например, невесту нарочно переодевали, иногда старухой,
и жених должен был ее узнать, в Англии же сначала подменяли девушку, потом
хозяйку дома, а затем бабушку.
Подводя итог, можно сказать – если с чисто бытовой точки зрения бракосочетание
есть счастливое и исполненное дружелюбия событие, соединяющее двух людей,
которые хотят соединиться, и устанавливающее новую связь между двумя семьями,
то миф и ритуал однозначно провозглашают прямо противоположное. Мирный и
дружелюбный на поверхности, брак символизирует победу высшего небесного начала
над темными силами нижнего мира, победу, которая достигается на условиях,
поставленных самими этими силами. Награда — освобождение от власти этих
темных сил и окончательный союз жениха и невесты. Такая абстрактная
формулировка, видимо, вполне согласуется с нашим собственным определением
брака как воплощения «мистического союза Христа с его Церковью» — Церковью,
освобожденной из когтей дьявола благодаря победе, которая одержана на его же
территории.
Рассказывание на свадьбах простого народа повестей о героическом сватовстве
усиливало значимость совершаемого обряда. Но суть этих повестей не сводится к
одному только союзу мужчины и женщины. Поиски и добывание труднодоступной
невесты, розы среди шипов, можно сравнить с поисками и добыванием сокровищ в
других повестях о приключениях — Меча Света, Сосуда Изобилия, Живой Воды и
т.д. Психее в поисках Купидона, Ясону в поисках золотого руна пришлось
выполнять сложные задачи, очень похожие на те, какие поставил перед Кулухом
великан Избададен. Повести о добывании чудесных предметов, как и рассказы о
героическом сватовстве, часто заканчиваются магическим бегством от
преследования сил Иного мира. «Сватовство», таким образом, можно назвать
вариантом сюжета о поисках труднодоступного сокровища, которое необходимо
человеку, чтобы он достиг цельности и «состоялся», и которое всегда надо
силой вырвать из лап извечного, неутомимого врага.
Обратимся теперь к одной иэ наиболее интересных раннеирландских повестей на
тему героического сватовства, где наряду с уже названными традиционными
мотивами появляется новый — мотив сверхъестественного соперника.
Мак Ок приглашает своего приемного отца Мидира погостить год у него в Бруге.
Мидир согласен принять приглашение, если Мак Ок подарит ему дорогую колесницу,
плащ, который придется ему впору, и девушку, прекрасней и обходительней
которой нет во всей Ирландии, — Этайн Эхрайде, дочь Айлиля, короля Ульстера.
Мак Ок отправляется в Ульстер за девушкой, но ее отец, естественно,
принимается чинить препятствия. Мак Ок предлагает выкуп, но Айлиль задает ему
три задачи – расчистить двенадцать лугов, осушить землю, проложив русла для
двенадцати рек, и дать в качестве выкупа столько золота и серебра, сколько
весит сама девушка. С помощью Дагды две первые задачи исполняются за одну ночь,
и, выплатив нужное количество золота и серебра, Мак Ок увозит Этайн. Затем
|
|