Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Верования древних кельтов. :: А. и Д. Рис. - Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-
 
Набеги (Tomadma) 
Видения (Fisi)
Любовные истории (Serca) 
Военные походы (Sluagid) 
Вторжения (Tochomlada)
Сюжеты только из Списка А
Укрытия (Uatha) 
Плавания (Immrama)
Насильственные смерти (Oitte)
Осады (Forbassa)
Сюжеты только из Списка Б
Зачатия и Рождения (Coimperta)
Безумия (Buili)
В небольшом предисловии к Списку А,  содержащемся в «Лейнстерской книге»,  
говорится,  что филиды запоминали саги,  группируя их по этим разделам:
«Поэт должен быть сведущ в Повестях и Деяниях, дабы исполнять их перед королями 
или вельможами,  а именно надлежит ему знать семь раз по пятьдесят повестей,  
то бишь пять раз по пятьдесят главных повестей да еще дважды по пятьдесят 
повестей дополнительных.  И дополнительные эти повести недозволено исполнять 
никому,  только поэтам четырех рангов  —  Ollamh,  Anrath,  Cli и Сапо.  И вот 
каковы главные повести: Разрушения,  Похищения скота,  Сватовства,  Битвы,  
Укрытия,  Плавания,  Насильственные смерти,  Пиры,  Осады,  Приключения,  
Похищения и Резни». 
После перечисления саг по названным двенадцати разделам,  в тексте представено 
еще пять разделов,  по поводу которых сказано:
«И эти тоже суть главные повести,  а именно Набеги, Видения,  Любовные истории, 
 Военные походы и Вторжения». 
И хотя упомянутое предисловие утверждает,  что репертуар повествователя должен 
был включать двести пятьдесят главных повестей да еще сто дополнительных,  в 
самих списках названо менее двухсот главных повестей и ни одной дополнительной. 
 Возможно,  отдельные категории главных повестей оказались в обоих списках 
утрачены.  Например,  «Детские подвиги Кухулина» (Macgnimartha,  фрагмент саги 
«Похищение быка из Куальнге») и,  соответственно, «Детские подвиги Финна».  Так 
или иначе,  отсутствие сведений о характере «дополнительных» повестей (foscela),
 создает серьезный пробел в наших знаниях.  Тот факт,  что они не включены в 
дошедшие до нас списки,  а исполнять их имели право лишь поэты первых четырех 
рангов,  заставляет предположить,  что,  вероятно,  они не были предназначены 
для исполнения перед широкой публикой и что термин «дополнительные»,  или 
«второстепенные»,  отнюдь не несет здесь пренебрежительного смысла.
Совокупность традиционных повестей,  исполнявшихся во время Собрания в Кармуне, 
 включает такие темы,  как Собрания, Анналы,  Запреты и Разделы,  которые не 
вполне перекрываются указанными в списках категориями. Кроме того,  там 
упомянут такой важный пласт нарративной традиции,  как «Старины мест» 
(диншенхас  —  Dindshenchas),  который в списках не назван вообще.  Таким 
образом,  сколь бы ни были важны эти списки как свидетельства подхода поэтов к 
организации эпического материала,  их никак нельзя считать исчерпывающим 
каноном традиционной литературы,  хотя если вспомнить об особом значении числа 
семнадцать (см гл IX),  то Список А, включающий двенадцать плюс пять элементов, 
 представляет собой попытку упорядочить сюжеты в соответствии с космологической 
моделью. 
2
Остается не совсем понятно,  почему поэты заучивали повести,  пользуясь такой 
классификацией по событиям и деяниям. Почему им не приходило в голову 
группировать их по циклам или хотя бы ориентироваться на биографию того или 
иного героя? Заключительные пассажи ирландской саги «Видение Мак Конглинне» как 
будто бы проливают свет на эту важную проблему. Не без иронии рассказчик 
говорит «И ничего печального не доведется более услышать тому,  кто слушал 
сейчас эту повесть,  рассказ наш на целый год оградит всех слушателей от 
горестей и напастей». И чтобы не быть голословным,  он тут же добавляет: 
«Супруги,  прослушавшие этот рассказ,  не останутся без наследника,  никогда не 
будет у них недостатка в пище и одежде. Если будет рассказана эта повесть 
первой в новом доме,  то никогда не вынесут оттуда мертвого тела,  и никто в 
этом доме не будет испытывать нужды ни в пище,  ни в одежде,  и огонь не сожжет 
никогда этот дом. Король,  который услышит эту повесть перед битвой или 
поединком, одержит победу. И когда собираются люди,  чтобы сварить пиво,  или 
устроить пиршество для знатного господина,  или принять наследство,  то следует 
им непременно послушать сначала эту повесть»
Отсюда можно заключить,  что повести принято было рассказывать по случаю 
свадьбы,  «освящения» нового дома, варки пива,  устройства пира,  вступления в 
наследство,  в канун сражения. Стихотворный фрагмент,  цитированный нами в гл. 
I,  подтверждает,  что повести исполнялись и перед отправлением в путешествие,  
на судебное собрание или на охоту. Кроме того,  традиционные повести 
исполнялись во время календарных празднеств,  на поминках,  на крестинах и 
свадьбах вплоть до наших дней.  И хотя в цитированных нами текстах говорится,  
что одну и ту же повесть исполняли в самых разных ситуациях,  изначально,  
по-видимому,  для каждой ситуации,  для каждого действия предполагалась своя 
особая повесть. Так,  в саге «Разговор стариков»,  где рассказывается,  как св. 
Патрик и его спутники путешествуют по Ирландии,  останавливаясь то в одном,  то 
в другом достопримечательном месте,  святому каждый разрассказывают легенды о 
том,  откуда и почему получило это место свое название. А в наше время,  
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-