|
своей святостью. Это были поминки по покойной героине, связанной с данным
местом, и скачки и разного рода иные состязания представляли собой поминальные
игры
Туда пришли, чтоб восславить ее красоту
И впервые оплакать ее, —
Племя богини пришло в светлую долину к востоку,
И было то первое собрание в Кармуне.
Поэт старается воскресить память о сотнях собраний, происходивших после первого
посвящения, и следующие три четверостишия подобно христианскому Benedicite
(Благословляйте) как бы призывают вселенную и все ее творения
Небо, земля, солнце, луна и море
Плоды земли и морских глубин,
Рты, уши, глаза и иные чувства,
Ноги, руки, языки воинов,
Кони, мечи, боевые колесницы,
Копья, щиты и лица мужей,
Роса, плоды, блеск на листах,
День и ночь, прилив и отлив —
Гости Банбы, свободные от долгой тоски,
Принесли все это [в залог],
Дабы прекращались споры и ссоры
В этот день, наступающий раз в три года.
Здесь, перед лицом короля, знати и простого народа всё мифологическое и
историческое прошлое нации оживало благодаря искусству шанахи (рассказчика).
Несть числа рассказам о Финне и его воинах,
О разрушениях, угоне скота сватовстве,
О письменах на Камнях и деревянных табличках,
О поношениях и острых насмешках.
Там слышны были поговорки, мудрые изречения
И истинные наставления Фитала,
Темные строки песен диншенхас,
Наставления Кайрпре и Кормака.
Великий праздник Тары и другие праздники,
Собрание в Эмайн и другие собрания —
Все описано тут, без слов лжи,
Все разделы, совершенные в Ирландии.
Здесь рассказ об изобильном хозяйстве Тары,
О дворах всех областей Ирландии,
О славных женах, об искусных воинах, о распрях,
О гостеприимных домах, запретах, вторжениях.
Завет о десяти частях, что установлен Катайром,
принимающим сотни,
Одесную — красавец-отпрыск царственный видом —
Назначает каждому положенные обязанности
Так, чтобы все об этом услышали.
Смерти и убийства, музыки звуки,
Мудрость великого племени,
Его королевская родословная — благословенны
в Брегмаге
Сила его и победы в битвах.
Эта поэтическая декламация явно носила характер креативного обряда,
призванного восстановить основы традиции в начале нового временного витка и тем
вновь укрепить общественный порядок. Строки о том, что каждому были указаны
«положенные обязанности», согласуются с тщательным соблюдением законов в Таре
и с тем, что на собрании в Тайльтиу участники занимали места в строгой
зависимости «от своего ранга». Таким образом, собрания не только подтверждали
существующий статус кво, но при необходимости устанавливали и новые cтaтycы.
Так, например, прием кандидатов в воинство фениев происходил во время собраний
в Уснехе, Таре и Тайльтиу. Там устраивались скачки и состязания колесниц,
которые также определяли новые приоритеты, а на собраниях в Кармуне поэты,
волынщики, скрипачи, барабанщики, флейтисты, трубачи и глашатаи
демонстрировали перед королем свое искусство, и он воздавал всякому искусству
должные почести. Соревнования, которые в наши дни устраивают во время
айстедвода (ежегодного фестиваля валлийских бардов в Уэльсе), «собраний
кланов», спортивных и артистических зрелищ и ярмарок, являются, безусловно,
реликтами подобных древних ритуалов.
Однако следует обратить внимание, что свидетельства касательно законодательной
и законоисполнительной функции ирландских собраний несколько противоречивы. Так,
о празднике Тары говорится: «Есть и такая причина, по которой установлен был
этот праздник: законы, принятые всею Ирландией, далее, в промежутке от этого
собрания до следующего, в конце года, никто нарушать не смеет, а того, кто
случайно их преступит, люди Ирландии объявляли вне закона». Известно, что в
историческое время все законы и уставы в Ирландии провозглашались с холмов
местных собраний, более того, провозглашение закона с холма Тинвальд поныне
|
|