Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Верования древних кельтов. :: А. и Д. Рис. - Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-
 
поселение,  воспроизводившее модель государства с его четырьмя четвертями,  
двенадцатью тингами и т.д. Судя по всему,  место собрания тщательно размечали с 
учетом этих задач. В ирландской традиции король Конхобар и его двенадцать 
воинов-героев отнюдь не единичный пример двенадцатеричной структуры, где 
центром является король. Согласно юридическому трактату Crith Gablach,  свиту 
короля каждого туата составляли двенадцать человек,  и в королевском доме 
всегда было двенадцать лож. В саге «Сватовство к Эмер» говорится о короле 
Мунстера и его двенадцати короляхвассалах. Когда Конайре отправился на праздник 
быка в Тару,  где его изберут верховным королем Ирландии,  на каждой из четырех 
дорог,  ведущих в Тару,  его ждали по три короля с подобающим для него одеянием.
  В день гибели короля Конайре в Доме Да Дерга вокруг его покоя расставили 
четыре группы,  из трех человек каждая.
Считается,  что в Ирландии было двенадцать свободных или благородных родов  —  
шесть в половине Конна и шесть в половине Муга.  «Это  —  свободные государства 
Ирландии».  Таким образом,  когда пять вождей ирландцев пошли на север с 
Эремоном,  а пять  —  на юг с Эбером,  вся страна автоматически оказалась 
поделена на дважды по шесть частей. По другим версиям,  на север пошли семь 
правителей,  а на юг  —  шесть,  т е.  в совокупности тринадцать. В 
соответствии с этим есть и упоминания,  что, по крайней мере, три из четырех 
основных областей Ирландии некогда,  в свою очередь,  делились на три части. 
Речь идет о «трех областях Ульстера (Востоке,  Севере и Западе)» и о «трех 
Коннахтах». Во время ежегодного Кармунского собрания в Лейнстере король Оссори 
(область на юге Лейнстера) сидел справа от верховного короля Лейнстера, а 
король Оффали (область на севере Лейнстера)  —  слева отнего,  что наводит на 
мысль о трехчастном делении Лейнстера.  В «Житии св.  Патрика» также говорится 
о «двенадцатой части Ирландии»,  кроме того,  в Ирландии было двенадцать гор,  
двенадцать рек,  двенадцать озер,  двенадцать ветров,  а весь небесный свод 
также был поделен на «дважды по шесть частей»,  которым соответствовали «дважды 
по шесть месяцев»
В Китае и на Мадагаскаре двенадцать частей вокруг космического квадрата 
представляют двенадцать месяцевгода. Связь этих двенадцати частей с календарем 
была известна и в Европе,  что отмечал еще Аристотель,  сообщавший,  что 
население Афин делилось на четыре рода,  по числу времен года. Каждый из родов 
состоял из трех фратрий,  что вместе давало число двенадцать,  соответствующее 
числу месяцев в году. Каждая фратрия включала всебя тридцать семей,  а каждая 
семья  —  тридцать взрослых мужчин,  как месяц включает тридцать дней. 
Аналогичных прямых корреляций между делением Ирландии или королевского двора в 
Таре и календарем нет,  однако не следует забывать,  что само деление года на 
четыре сезона,  как и деление острова на четыре области,  есть лишь абстрактная 
идея,  а не природный феномен.  Устройство дома,  описанное в саге «Пир у 
Брикрена»,  бесспорно обладает глубокой календарной символикой.  Недаром бревна 
для постройки этого дома приносили семь героев Ульстера,  а строили этот дом 
тридцатъ лучших строителей Ирландии.  Кроме того,  в пиршественном зале было 
двенадцать лож для двенадцати уладских героев,  и был он построен ровно за один 
год.
Связь образа короля Конхобара с календарной обрядностью подтверждается и одним 
текстом из «Лейнстерской книги». У матери Конхобара Несс было двенадцать 
воспитателей,  сам же он становится сначала королем Ульстера сроком ровно на 
один год. При его хозяйстве было триста шестьдесят пять человек  —  «таково 
число дней в году,  и ровно столько человек числил король Конхобар в своем 
хозяйстве».  Каждый из них обеспечивал еду и питье на один вечер в году,  «так 
что тот,  кто кормил и поил их первым,  вновь вспоминал об этой обязанности 
лишь через год».  Интересно,  что в ночь Самайна,  в ночь поворота времени,  на 
большом пиру Конхобар сам выставляет всем угощение. Среди его подданных есть 
герой Фергус Мак Ройх, который правил уладами до Конхобара и на год предоставил 
Конхобару свой трон в качестве свадебного дара,  когда женился на его матери. 
Как можно предположить,  Фергус символизировал собой неделю,  поскольку все 
измеренияего огромного тела кратны семи  —  «гептада Фергуса». В отличие от 
других,  он должен был кормить короля и его двор целую неделю. Но если число 
семь для Фергуса ключевое,  то не менее значимо оно и для самого Конхобара.  
Его приход предрекают семь прорицателей за семь лет до его рождения,  он 
становится королем в возрасте семи лет,  и праздник в честь Самайна также 
длится при нем семь дней: три дня перед Самайном,  Самайн и еще три дня после 
Самайна. Таким образом,  Конхобар представлял собою одновременно и год,  и 
неделю.
Можно ли считать,  что отождествление короля и его двора с годом было 
особенностью Ульстера? Сравнительные данные позволяют сделать вывод,  что 
король Тары и его двор в не меньшей степени,  чем король Конхобар в доме 
Брикрена (выстроенном по образцу пиршественного зала в Таре),  символизировали 
собою год,  а четыре отделения,  на которые был поделен в Таре королевский 
покой, соответствовали четырем временам года.

Фиг. 10. Космос и календарь (Китай)
Хотя четыре области и центр знаменуют собой государство,  т.е. упорядоченный 
космос,  они вовсе не исчерпывают всего существующего. За пределами Ирландии и 
подземной ее поверхностью лежит иной «мир»,  и,  как мы увидим в ч. III нашей 
книги,  множество повестей рассказывает о вторжении в упорядоченный космос 
странных существ из мира хаоса и о путешествиях смертных людей в Иной мир.  
Аналогичным образом за крепостными валами Тары, символа микрокосмоса,  
находится мир,  тоже по-своему «иной» и зачастую враждебный.  Оппозицию между 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-