|
имели политической власти Людовика XIV, однако в мире символов у них были все
основания для того, чтобы сказать, «государство — это мы».
Раздел города, страны или даже целого мира на четыре части с выделением при
этом центральной, пятой, части отнюдь не уникален. Так, «Ригведа» говорит о
пяти направлениях в пространстве на север, на юг, на запад, на восток и
«здесь» что странным образом перекликается с такими гэльскими поговорками, как
«все пять сторон света» или «на всех пяти точках», что должно соответствовать
нашему «в четырех углах земли» или «всюду, во все стороны». В Индии все
царства и все города обычно разделяются на четыре четверти «иногда при этом
выделяется отдельная царская зона, что в общей сложности составляет число
пять». Тот же принцип присутствует в древнекитайских космологических
представлениях и при этом наблюдестся разительное сходство между пятью
чертогами королевского дворца в Ирландии и также разделенным на пягь частей
«Чертогом Света» — мифологическим дворцов в китайской традиции. Пять залов,
его образующих, оказываются «обиталищем духов пяти Ли (обожествленных
императоров)», что правили в пяти странах света. Волшебныи Замок Грааля,
описанный в Sone de Naussay, опять таки представляет собой символ
универсального космологического устройства. Он стоит на острове, и у него пять
башен — четыре на внешних углах стен и одна, круглая, в центре (иногда
квадратная), собственно говоря, она «и есть дворец» Параллели можно найти во
всех уголках мира, что подтверждает глубокое космологическое значение, которое
имеет в Ирландии деление страны на четыре части с добавлением к нему пятой
части — центра.
В саге «Пир у Брикрена» ycтройство пиршественного зала в Гюс описано иначе.
Брикрен Злоязычный известный сеятель распрей и раздоров среди уладов, решил
устроить для короля Конхобаpa и его воинов большой пир и поэтому построил новые
пышные палаты. «Дом этот был сделанпо плану Tech Midchuarta (Пиршественного
зала в Таре), с девятью покоями от очага до стены. В передней части дома для
короля Конхобара был устроен особый королевский покой, и был он выше, чем все
остальные. Вокруг него были устроены покои для каждого из воинов двенадцати
ульстерских колесниц. Светлица самого Брикрена была поставлена на одном уровне
с покоями короля и его героев. В стенах ее были прорезаны окна и застеклены
прозрачным стеклом, одно из них было прямо над ложем Брикрена, так что мог он
со своего ложа видеть весь пиршественный зал, и делал он так потому, что
знал: не разрешат ему улады входить в зал во время пира».
фиг. 8. Тара и государство
На первый взгляд утверждение, что пиршественный зал в Таре имел девять
отдельных покоев, не соответствует описанному выше плану, однако обращение к
древнекитайской и древнеиндийской космологии помогает разрешить это
противоречие. Особенно поразительно сходствомежду пиршественным залом Тары и
китайским «Чертогом Света». Он поделен как бы одновременно на пять и на девять
покоев или залов, и числа эти соответствуют пространственной и временной
символике. Не вызывает сомнений, что девять залов соотносятся с восемью
основными направлениями компаса (четверти и получетверти) и центром, а число
пять отражает упрощенную схему — четыре главных направления плюс все тот же
центр». В «Чертоге Света» также имеется приподнятый над основным уровнем покой,
астрономическая обсерватория — «Дом, открытый небу», «Зрелище небес»,
«Башня созерцания», «Сверкающий дворец», светлица Брикрена, где было
множество окон, в какой-то мере сходна с этим покоем. Хотя главенствующее
место в китайской числовой символике занимает число «пять», «девять» тоже
«число совершенное», и страна делилась на девять областей, соответствующих
девяти покоям в «Чертоге Света». На острове Ява «священная пятерка» также
превращается в «священную девятку» путем добавления четырех дополнительных
направлений компаса. Аналогичным образом в древней Индии наряду с
четырехпятичастной концепцией городов и странсуществует традиция девятичастной
структуры города и укрепленного военного лагеря. Царское жилище располагалось в
северной девятине центральной девятины, тогда как в самом центре обитали боги.
План, представленный на фиг. 9, соответствует также устройству «Чертога
Света» и китайского государства в целом.
Фиг. 9. Девятичасгная структура
Вокруг ложа короля Конхобара в пиршественном зале Брикрена располагались ложа
двенадцати героев Ульстера, что имеет прямую аналогию с двенадцатью кроватями
двенадцати пэров Франции, расположенными вокруг великолепной кровати Карла
Великого. Уместно вспомнить и короля Артура и двенадцать его рыцарей, Одина,
сидящего в кругу двенадцати богов-советников, Хрольфа и его двенадцать
берсерков, Одиссея и его двенадцать спутников, а также двенадцать
новозаветных апостолов. Мэри Даниелли показала, что четырех-пятичастное
деление страны сочетается также и с двенадцати-тринадцатичастным делением в
столь далеких друг от друга космологиях, как исландская, китайская и
мадагаскарская. Как и Ирландия, Исландия состояла из четырех четвертей,
Севера, Востока, Юга и Запада, но каждая четверть при этом делилась на три
части, что в совокупности составляет двенадцать частей, или тингов. Каждый
тинг должен был посылать определенное число своих представителей на ежегодное
общее собрание, Альтинг, которое происходило в теоретическом центре Исландии
под руководством «законоговорителя». На поле Альтинга ставили временное
|
|