|
простор для любого рода интерпретаций традиции, дошедшей до нас к тому же лишь
в очень фрагментарной форме.
Но это еще не все. Финн Мак Кумал ассоциируется главным образом с южной
половиной острова, и его главная резиденция, как принято считать,
расположена в сиде Алму в Лейнстере. Главный противник Финна, Гола Мак Морна,
напротив, представитель севера — он глава коннахтских фениев. Таким
образом, в низшем с функциональной точки зрения цикле преданий герой
располагается на Юге, а его одноглазый противник, также относящийся к фиане,
— на Севере. Вся эта инверсированность взаимоотношений между Севером и Югом
соотносится с представлениями о том, что в Ином мире все вывернуто наизнанку.
Так, мы уже отмечали, что для призраков и духов наш день — ночь, и наоборот.
В верованиях Древней Индии левое на этой земле предстает как правое в Ином
мире, тогда как у даяков на острове Борнео принято считать, что «да» там
означает «нет», а черное становится белым. Видимо, данная «зеркальная»
модель рождается в человеческом мозгу как попытка урегулировать извечное
противоречие между понятиями «правое» и «левое» и «северное» и «южное».
Глава 7. Центр
В саге «Установление владений Тары» Финтан объявляет, что пять пятин Ирландии
«считать подобает от Тары доУснеха», ибо эти два места на острове «словно две
почки у зверя». Уснех, действительно находящийся в самом центре страны,
входит в область Мит («срединную»), тогда как Тара находится в Бреге, но эта
территориальная двойственностьне абсолютна, поскольку, согласно «Книге прав»,
область Брега тоже входит в Мит. Поэтому целесообразно остановиться на роли
этих двух «центров» в ирландской эпической и мифологической традиции. Начнем с
Тары.
Говоря о женской природе верховной власти в Ирландии, мы отмечали, что
правителями острова были мужчины, которые оказывали внимание некоему женскому
существу, персонифицирующему власть, или же были признаны им. Обряд
инаугурации верховных королей традиционно представлял собой бракосочетание с
Властью. В ритуале Тары, с другой стороны, король должен был получить
признание от персонификации мужского начала. Как известно, Ирландия зовется
именами многих богинь, но есть у нее и еще одно название — «Долина Фала» или
«Остров Фала», сами же ирландцы именуются «людьми Фала», а король —
«правителем Фала». Фал (Fal) — это камень, лежавший на вершине холма в Таре
и видом похожий на гигантский пенис; в поздней народной традиции он известен
как «Мужской член Фергуса». Этот камень был «Камнем знания», ибо, когда к
нему прикасался будущий король, он издавал пронзительный крик. В одной из
повестей описан более сложный ритуал, где крику Фала предшествует
символическое «второе рождение» будущего короля. Кроме того, в Таре было два
каменных столпа, называемые Блокки Блуигне, и стояли они так близко друг к
другу, что между ними можно было просунуть лишь ладонь, да и то повернутую
ребром. Но если эти столпы «принимали в свое лоно мужчину», то они сами собой
раздвигались перед ним так широко, что в просвет могла свободно проехать
колесница. «И стоял Фал, "каменный пенис", на пути колесницы (?), и если сей
муж должен был получить королевскую власть, фал задевал об ось колесницы и
пронзительно кричал, и все могли это слышать». Сходным образом в древней
Индии, хотя персонификацией царской Власти была богиня, «дух царской власти,
согласно верованиям, обитал в лингаме, своего рода палладии царства, который
считался манифестацией самого Шивы. Этот лингам (фаллос) размещался на вершине
пирамиды в самом центре царской резиденции, в том месте, где мировая ось
выходила на поверхность земли».
Двор Тары, центр Долины Фала, был квинтэссенцией государства. В одном
средневековом источнике рассказывается, как верховный король Ирландии Домнал
сын Аэда ставил свой королевский дом не в Таре, а в Дунна Геде, на берегу
Бойне, потому что Тара была проклята всеми святыми Ирландии. «И обнес он свою
крепость семью большими валами так, как было это в Великой Таре, и все
строения внутри крепости расположил он так, как было это в Великой Таре. В
самом центре велел поставить он Главный чертог, где жил сам король и где мог
он достойно принимать других королей, и королев, и послов, и поэтов, и
музыкантов, и всех, кто сведущ был в разного рода искусствах; а еще был там
чертог Мунстера и чертог Лейнстера, да еще пиршественный зал Коннахта, да зал
для собраний уладов. Кроме названных чертогов четырёх областей, там находилась
«тюрьма, где содержались заложники, а так же Зал Звезды Поэтов и Дворец
(Grianan) Одинокого Столпа (в прежние времена Кормак сын Арта выстроил такой
для своей дочери, и было там ещё много разных построек.
По-видимому чертоги четрых областей в Таре распологались вокруг Главного
чертога, а внутренность самого Главного чертога опять-таки повторяла деление
острова: «И тогда он (Домнал) созвал к себе в Тару на праздник всех людей
Ирландии. Королевское ложе было пригоповлено для него в самом центре дворца, а
вокруг были поставлены ложа для гостей, так что люди Мунстера заняли южную
часть дома, люди Коннахта — западную, люди Ульстера — северную, а люди
Лейнстера все сидели в восточной его части». В центре зала сидели все пять
королей Ирландии. «Центр Ирландии был в этом доме вокруг короля Ломнала. Так уж
там было устроено. Король Лейнстера садился к востоку от верховного короля,
король Мунстера — по правую руку от него, король Коннахта — позади него, а
король Ульстера — по левую руку». Такое расположение персонажей,
присутствующих в зале удивительным образом согласуется с существующей в
гойдельских языках системой терминов обозначающих стороны света, при которой
соответственно лексемы со значениями «север, юг, запад и восток» означают
также «слева, справа, сзади и спереди». Конечно, короли древней Ирландии не
|
|