|
изображались и как враждебные племена, и как демоны. Герой из народа десси
убивает сына верховного короля, который увел его племянницу, не спросив на то
согласия десси, и ранит самого короля. В результате десси были изгнаны из Маг
Брег, жилища верховных королей. Как в свое время Партолон, десси, поднявшие
руку на своего короля, оказались вне закона. Скитаясь по югу Ирландии, они
на время осели в Лейнстере, но жилье свое им суждено было найти именно в
Мунстере, и именно там они претендуют на равную с местным народом свободу. И
хотя замечание Макдонелла, что в случае индийских дасью «линия между
мифологией и историей проведена недостаточно четко», с полным основанием можно
отнести и кирландским десси, повесть показывает, почему десси оказались
вассальным народом именно в южной части острова. Присутствуют десси и в Мите,
потому что Мит, Центр, — это копия целого.
То, что Мунстер ассоциируется с музыкальными искусствами, также
отождествляет его с четвертой функцией. Ведь мы уже отмечали связь
ремесленников и музыкантов низших классов в ирландском и других обществах.
Среди «людей вокального и инструментального ремесла» в Ирландии лишь арфисты
могли достичь статуса свободных, да и то лишь при условии, что они
«сопровождают знать». В одной глоссе к Законам несвободные певцы и музыканты
называются сroпап. Интересно, что это же слово, сrопап, обыкновенно
применяется для описания жужжания мух. В Уэльсе разного рода бродячие певцы
объединялись понятием cler, которое также имело значение «мухи». Таким
образом, у подножия ирландской социальной лестницынаходились грубые,
необразованные шуты-рифмачи, которые толпами бродили по дорогам. Сохранилось
описание группы таких бродяг числом девять человек: одетые в черные лохмотья,
грязные, нечесаные, они с вечера до утра пели на могиле верховного короля
после его погребения. Видом своим они были подобны посланцам ада, и когда
явился священник и прогнал их молитвой и святой водою, они устрашающими
черными птицами поднялись в воздух. Хотя сочинять поношения дозволялось всем
поэтам, поэта-хулителя как такового относили к числу «злых людей и сынов
смерти» — безумцев, шутов, изгоев, язычников, шлюх, — которые участвуют
в пирах демонов. Сходным образом в Индии бродячие мастеровые приравнивались по
статусу к мелким музыкантам и считались воплощением демонов.
В одном средневековом ирландском тексте, где даются характеристики областей
и народов страны, оба мунстерских королевства уподобляются «мухам», а их
народы — «пчелам». У многих народов, в том числе у индейцев Южной Америки,
мухи считаются вместилищами душ умерших, колдунов, демонов, и далеко не все
эти поверья восходят к средневековой традиции Вельзевула, повелителя мух и
комаров. Ахриман, персидский бог смерти, обычно появлялся в образе мухи, и
именно в виде мухи демон смерти поражал тела умерших тленом и разрушением
(Говорят, кстати, что Адам, умевший управлять всеми животными, над насекомыми
власти не имел). Пять атрибутов королевскои власти в Индии и в Бирме, как
можно предположить, включают в себя символы всех четырех каст, дополненные
символом королевской власти как таковой: корона (королевская власть), зонтик
(знак жречества), скипетр (знак воина), сандали (символ простолюдина),
мухобойка (знак раба). Тогда как символы первых трех каст соответствуют их
функциям, четвертый есть предмет для их исключения. В отдельных странах этот
предмет есть символ ранга (положения)
Оставим теперь на время «четыре четверти» и обратимся к Центру, ключевое
понятие которого «Королевская власть». Большая часть атрибутов, которые
традиционно приписывались центральной области, кроме, конечно, верховной
королевской власти как таковой, уже встречалась в других областях. Центр
соединяет в себе главные черты всех функций. Во всем, кроме четвертой функции,
это согласуется с самой природой королевской власти — верховной ли
центральной или локальной. В своем сопоставительном исследовании королевской
власти A.M. Хокарт показывает, что большая часть властителей мира, которые
считались божественными, обладала тремя основными качествами: справедливостью,
даром победы и способностью приноситьземле плодородие, а людям — здоровье.
Король персонифицирует идею справедливости, независимо от того, исполняет он
юридические функции или нет; победа также достается ему, пусть даже
непосредственная защита королевства от врагов находится в руках другого, и
сколь ни далек он от земледелия, плодородие земли также зависит от него.
Важнейшее из названных трех качеств — справедливость, остальные качества
естественным образом проистекают из нее, от справедливости короля зависят и
крепость границ государства, и благополучие его жителей.
Все сказанное в полной мере применимо как к верховному королю Ирландии, так и
к королям подчиненных ему областей. Так, именно благодаря справедливому
правлению и суждению короля Кормака Мак Арта, коровы носили телят в своем
чреве только три месяца, с каждой борозды собирали по мешку зерна, реки
изобиловали лососем, а чтобы собрать все молоко, которое за день давала
корова, просто не хватало посуды в доме. Как отмечает проф. Майлз Диллон, в
«Правилах для королей» особый упор делался на так называемую «власть
Справедливости», которая была предпосылкой успешного правления. В древнейшем из
этих текстов говорится
Справедливость правителя правит великими народами.
Справедливость правителя отвращает от людей смерть.
Справедливость правителя изгонят великие битвы во вражьи пределы.
Справедливость правителя вершит правосудие и дарует изобилие.
Справедливость правителя делает небо ясным во всякое время года,
Зима при правителе справедливом бывает ясной и морозной,
Весна — сухой и ветреной.
|
|