|
естественно, что побежденными в ней оказываются воины, которые в свою очередь
выходят победителями в распре цикла героического.
Напомним, что Муг Нуадат сумел получить в свое владение южную половину острова,
половину Муга, накормив народ. Кроме того, когда Эремон и Эбер поделили
страну между собой, арфист отправился на юг, тем самым навечно закрепив за
южной частью музыкальное умение. При пятичастном делении острова, о котором мы
сейчас говорим, эти два постоянных качества, Процветание и Музыка, разделены
и локализуются соответственно в Лейнстере и в Мунстере, т.е. в двух областях
южной половины острова, отождествленных здесь с понятиями «Восток» и «Юг». В
нашем тексте Процветание соседствует с такими понятиями, как Избыток,
Изобилие, Гостеприимство, что в целом позволяет охарактеризовать Лейнстер как
область земледелия, область «третьего сословия», причем это находит
подтверждение и в текстах. Лайгне Летанглас, отец Лиата, представитель
племени Немеда, в тексте, цитированном в гл. IV, описывается как прародитель
лейнстерцев (Laigiri). Мы отмечали также, что традиционно свободных
земледельцев называли boaire, т е «коровий свободный», а по преданию, в
первые века истории Ирландии жители Лейнстера должны были выплачивать
верховному королю дань, известную как borama (букв.: «коровий счет»). В
некоторых повестях рассказывается о восстаниях лейнстерцев против этой дани,
причем в первую очередь здесь следует отметить сагу о Битве при Лун Болг. В ней
говорится о том, как молодые лейнстерцы проникли к верховному королю,
спрятавшись в корзинах, которыми были нагружены триста подвод, причем в
каждую было запряжено по двенадцати быков. Людей прикрыли соломой, поверх
которой лежала провизия «Чем заняты сейчас лейнстерцы? — спрашивает верховный
король своего соглядатая, специально посланного вперед, чтобы следить за
действиями противника. «Они готовят еду для тебя, — отвечает тот, — и,
поверь мне, никогда еще не случалось тебе видеть угощения обильней; они варят
всех своих свиней, быков и поросят». «Кто идет?» — кричат королевские слуги,
видя приближающиеся подводы, на что получают ответ: «Сейчас узнаете. Подданные
Лейнстера с грузом провизии для короля Ирландии». Королевские слуги осматривают
подводы, но не обнаруживают ничего, кроме провизии. «Вот, еда прибыла, она
уже здесь», — кричит соглядатай, когда подводы въезжают на королевский двор.
Повозки разгружают, отвязывают от них диких лошадей, чтобы устроить сумятицу,
а тем временем лейнстерцы выскакивают из своих укрытии и окружают верховного
короля. Итак, лейнстерцы, как мы видим, отождествляют себя с продуктом
третьей «функции». Как сказано в индийском сборнике наставлений Шатапатха
брахмана, «Царь — тот, кто потребляет пищу, земледельцы же — пища <…>
земледельцы — данники другого, пища его <…> Все, чем владеют земледельцы,
отчасти собственность знати».
Два знаменитых хозяина-землевладельца на острове — Мак Дато и Да Дерга —
имели владения в Лейнстере. В саге «Песни дома Бухета», также имеющей
отношение к Лейнстеру, показан сложный, противоречивый, одновременно
агрессивный и доброжелательный характер взаимоотношений между королем и
земледельцами, «третьим сословием» Бухет, boaire верховного короля, был
лейнстерцем, «хозяином, многим любезным», и образцом гостеприимства. В доме
у него жила воспитанница — Этне дочь Катаира Мора, короля Ирландии, а
двенадцать сыновей Катайра имели обыкновение приходить с друзьями в дом Бухета
и подолгу гостить, так что в результате от семи многочисленных стад Бухета
осталось лишь семь коров и один бык. Напрасно Бухет отправился искать
справедливости к королю Катаиру, в ту пору уже дряхлому старику: тот немог
приструнить своих сыновей и посоветовал Бухету покинуть страну. Гогда Бухет
вместе с престарелой женой и с молодой воспитанницей Этне поселился в лесной
хижине, где они в конце концов были обнаружены Кормаком Мак Артом, будущим
королем Ирландии. Кормак посватался к Этне и в качестве выкупа за невесту дал
Бухету столько стад, что у того даже не хватило сил перегнать их к себе домой
в Лейнстер.
«Вот песня Дома Бухета перед гостями, вот его приветственный клич им:
— Привет вам! Славно вам будет у нас, так пусть же и нам будет хорошо с
вами!
Песнь пятидесяти воинов в красных плащах и с оружием, что играли, когда все
напивались.
Песнь пятидесяти девушек, что стояли посреди дома в красных плащах с падающими
на них золотистыми волосами и ублажали гостей пением.
Песнь пятидесяти арф, что до утра тешили хозяина своей музыкой».
Если Лейнстер олицетворяет третью функцию, то Мунстеру, соответственно,
остается только четвертая, функция Слуги. И знаменательно, что Муг Нуадат
(«слуга Нуаду») является эпонимом предка правящей группы только для Мунстера,
тогда как Лейнстер, занимающий на самом деле юго-восточную часть острова,
часто неоправданно относят к северной половине, половине Конна. В родословной
королей Мунстера, начинающейся с перечисления персонажей мифологических, за
сыном Муг Ламы следует Муг Нейт, а затем Муг Нуадат. Недавно было доказано,
что Мугайн, имя праматери мунстерцев, есть женский вариант имени Муг. Если
Мунстер и его правители однозначно символизируют Юг, то позиция Лейнстера
представляется двойственной, подобно роли Немеда в истории захватов острова и
подобно статусу bо-aire, который хоть и является свободным человеком,
выступает обычно как «клиент» (cele) правящей знати, т. е. как лицо
зависимое, и потому обязан платить аренду (aithech).
Повесть «Изгнание десси» также помогает определить позицию Мунстера в иерархии.
Само слово «десси» означает «вассал, слуга», что позволяет провести
параллель с ведическими даса и дасью («враги», «демоны» и «рабы»), которые
|
|