Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Верования древних кельтов. :: А. и Д. Рис. - Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-
 
обратиться к рассказу о пяти названиях,  какие давали разные племена 
завоевателей Ирландии
Сыновья Миля называли ее Темайр.
Племя богини Дану называло ее Катайр Крофинд.
Племя Фир Болг называло ее Друим Каин, «куда обычно ходили вожди».
Племя Немеда называло ее Друим Лет,  по имени Лиата сына Лайгне Летан-гласа,  
который вырубил леса,  так что «пшеница их стала богатой пшеницей».
А до всего этого звалась она Фордруим, «потому что было время, когда росла там 
прекрасная ореховая роща, как было это в дни благородного сына Оллкана».
Проф. Ж Дюмезиль соотнес три свободных класса кельтского общества с брахманами 
(жрецами),  кшатриями (воинами царями) и вайшьями (земледельцами)  —  
известными кастами (варнами) древнеиндийского общества. В целом ряде книг и 
статей,  опубликованных им за последние двадцать лет,  он проследил 
разветвления системы трех функции в мифологиях различных народов,  
принадлежащих к индоевропейской языковой семье. Эти «функции» он описывает так:
I. Сакральное. Отношения людей с сакральным и между собой под надзором и 
защитой богов,  т.е. культ, магия с одной стороны,  а с другой  —  человеческие 
законы и царская власть,  в той степени в какой они являются исполнением воли 
богов,  равно как и  —  в широком смысле  —  мудрость и знание также неразрывно 
связанные с сакральным
II. Физическая сила. Применение силы — прежде всего в войне, но не только. Сюда 
же относятся и исполнительные аспекты царской власти и управления
III. Плодородие. Эта сфера охватывает широкий диапазон родственных категорий,  
в которых объединяющий принцип смазан. Сюда относятся плодовитость человеческих 
существ животных и растений, а также пища, богатство,  здоровье,  мир и его 
плоды,  равно как и красота и сладострастие. Здесь присутствует важная идея 
«большого числа» прилагаемая не только к предметам (изобилие),  но и к людям,  
образующим социальную структуру (масса)
Эта иерархическая структура служит концептуальной основой и опорой для всех 
верований, ритуалов и общественных институтов о6еспечивая гармоничное и 
упорядоченное функционирование каждого компонента,  что необходимо для 
благополучия общества и всего мира в целом. 
В древней Индии три важнейшие касты,  соотносимые с тремя основными функциями,  
обслуживала четвертая каста.  Это были шудры  —  каста сельских рабочих,  
ремесленников,  шутов и прочих прислужников.  «Мы расскажем о плотниках,  
колесниках,  горшечниках,  кузнецах,  рыбаках, псарях и охотниках. А еще 
расскажем о тех,  кто бьет в барабаны,  трубит в раковины и играет на флейтах». 
 Сходной деятельностью занималось и четвертое сословие Древнего Рима.  В своей 
книге «О латинском языке» (De lingua latino) Варрон перечисляет поочередно 
слова,  обозначающие государственных чиновников,  а затем: 1) жрецов,  2) 
военную сферу и 3) личное благосостояние (степени богатства).  Далее следуют 
обозначения ремесленников и людей особых профессий  —  фокусников,  «рифмачей», 
 к которым примыкают люди особых профессий  —  кулачные бойцы, бурлаки,  гонцы, 
 охотники и сборщики фруктов. Аналогичным образом в обществе древней Ирландии 
тоже был четвертый класс,  куда наряду с рабами,  занятыми в сельском хозяйстве,
  входили люди разнообразных «дополнительных» профессий  —  «люди пения и 
музыки,  а с ними еще наездники и возницы,  кормчие и прислужники на пирах, 
лицедеи и фокусники,  шуты и фигляры и другие,  сведущие в мелких искусствах,  
в зависимости от того,  кому они служат и каков за них выкуп (dire). А без 
этого собственных привилегий у них нет».  Некоторые мастера получали статус 
«подчиненных nemed» («зависимых свободных»),  согласно достоинству их ремесла. 
Это были «строители домов, строители кораблей и лодок,  строители мельниц,  
резчики по дереву,  мастера колесниц,  токари,  кожевники,  рыбаки, кузнецы,  
мастера по металлу и другие,  а из музыкантов только арфисты». Некоторые из 
мастеров Партолона,  вероятно,  тоже принадлежали к этому промежуточному классу,
  но в общей социальной системе,  представленной в «Книге захватов»,  и сам он, 
 и его люди,  естественно,  относятся к четвертому классу.
Но добавление этой четвертой функции не дает полной картины.  «Книга захватов 
Ирландии» говорит о пяти племенах,  заселявших остров,  подобно тому как 
«Ригведа» говорит о «пяти родах».  В древнеиндийских текстах эти загадочные 
«пять родов» изображаются как пять разрядов божественных существ,  сотворенные 
существа вообще, прародители человечества,  четыре касты и варвары нишады.  
Таким образом,  в древнеиндийском обществе пятой группой являются аборигены,  
безусловно занимающие маргинальное положение.  Аналогичным образом обстоит с 
«захватами» Ирландии,  причем здесь на периферии оказывается странное племя,  
предводительствуемое Кессар и прибывшее на остров первым.  Окружение Кессар 
состояло из пятидесяти женщин и трех мужчин,  а именно  —  Финтана сына Бохры,  
Бита сына Ноя и отца самой Кессар,  а также их кормчего Ладры. Главные сюжетные 
перипетии этой повести сосредоточены вокруг проблемы,  каким образом поделить 
женщин между тремя мужчинами.  Финтан взял себе саму Кессар и с ней еще 
шестнадцать женщин,  Бит взял себе подругу Кессар Барфинд и еще шестнадцать 
женщин, тогда как Ладре досталось всего шестнадцать женщин,  и не был он 
доволен своей долей.  Однако именно о нем говорится,  что он умер от 
переизбытка женщин или что «рукоять весла пронзила его ягодицу». После смерти 
Ладры Финтан и Бит поделили оставшихся женщин между собой,  так что у каждого 
оказалось ровно по двадцать пять. Бит отправился со своими на север и вскоре 
тоже умер. Тогда все женщины вернулись к Финтану и Кессар. Финтан бежал от них, 
найдя себе укрытие у Холма Волны (Гул Туинде),  у Кессар же,  лишившейся таким 
образом и отца,  и мужа,  сердце разбилось от горя,  и она и все ее девушки 
умерли,  а через сорок дней после высадки в Ирландии начался потоп.  Финтан же, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-