Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Верования древних кельтов. :: А. и Д. Рис. - Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-
 
двух первых,  тогда как о потомках последнего говорится, что они обосновались 
где-то очень далеко.
В отличие от своих предшественников,  племена Фир Болг и Туата Де Дананн уже 
имели королевскую власть,  причем оба племени как бы дополняли одно другое.  Мы 
уже видели,  что Туата были скорее божественными мудрецами или друидами.  Племя 
Фир Болг,  напротив,  было склонно к административно-политической деятельности: 
оно поделило Ирландию на пять областей,  установило королевскую власть и 
правосудие.  Самая значительная фигура среди их королей  —  Эохайд сын Эрк,  во 
время правления которого на острове «не было избыточной влаги,  кроме росы,  не 
было ни одного неурожайного года и ложь была изгнана из Ирландии; им был 
произнесен первый справедливый суд». Среди их королей следует также отметить 
Риннала,  ибо «в его времена изготовление оружия достигло совершенства» (ср.: 
rinn  —  «острие копья»).  В Первой битве при МагТуиред племена Фир Болг и 
Туата Де Дананн выступают как противники.  Но не следует забывать,  что это 
были родственные племена,  говорившие на одном языке: не случайно они 
обращаются друг к другу с неизменным уважением и даже соглашаются ковать друг 
для друга оружие. Один из Туата сочиняет хвалебную песнь копьям Фир Болг, хотя 
в том,  что касается силы магии,  колдуны и мудрецы Фир Болг явно проигрывают 
при сравнении с такими персонажами,  как Бадб,  Маха,  Морриган и чародеи и 
мудрецы из Племени богини Дану.
Среди пяти племен  —  насельников острова Туата Де Дананн и Фир Болг безусловно 
выделяются как своего рода интеллектуальная элита,  существа,  обладающие 
властью над временем.  По сравнению с ними люди Партолона и Немеда предстают 
как низшие расы,  они не знают королей и в известном смысле могут быть названы 
«двойниками друг друга». Их вожди враждовали с фоморами,  расчищали долины,  
тот и другой погибли от странной болезни. Знаменательно при этом,  что само имя 
Немед означает «святой» или «священный»,  а как существительное  —  «святость,  
святилище,  привилегия». В первых законах оно употребляется еще и в значении 
«свободная личность». Как отмечает Макнил,  «едва ли можно сомневаться,  что 
все свободные люди одновременно считались и «святыми» [nemed] в том смысле,  
что они имели право участвовать в публичных религиозных церемониях. Цезарь в 
своих «Записках» говорит,  что те,  кто отказывался подчиняться правосудию 
друидов,  отлучались от жертвоприношений и это отлучение означало одновременно 
утрату jus и bonos. Партолон расчистил на острове четыре долины,  Немед же  —  
двенадцать,  к тому же он построил две крепости для королей. Сопоставление этих 
чисел с числом потомков Немеда заставляет предположить,  что он расчистил по 
четыре долины для каждой ветви своих потомков и построил крепости для двух 
будущих королевских родов. Другими словами,  Немед и его люди содействовали 
двум группам своих потомков,  которые potentia уже входили в состав народа. 
О том,  что представляло собой так называемое племя Партолона,  в «Книге 
захватов» говорится достаточно подробно. При «дворе» Партолона было семь слуг,  
два земледельца,  два плуга и четыре быка. Хотя его племя,  как и фоморы,  
занималось охотой и рыбной ловлей,  оно умело и обрабатывать землю. Кроме того, 
 Партолон именуется «главой всех ремесел»,  и многие виды ремесла впервые 
возникли в Ирландии именно при нем, были построены первые палаты для пиров,  
сварено пиво и мясо и т.д. «Во времена Партолона в Ирландии был построен первый 
дом,  в первый раз сбито масло,  сварено пиво,  сделана ручная мельница». Тогда 
же были установлены поединки и положено начало торговле: из двух купцов 
Партолона первый привез в Ирландию золото,  а второй  —  скот. Самым 
благородным из вождей времени Партолона считается сын Сенбота,  имя которого 
означает «невольник, раб» или «холоп-арендатор». Безусловно,  все эти рассказы 
никак не соотносятся с реконструируемыми реальными историческими событиями,  
однако память о Партолоне и его людях жива в Ирландии до сих пор,  и день его 
отмечают в конце сбора урожая, в фольклоре он носит имя Партанана,  страшного 
великана,  который уносит с полей все,  что не успели убрать. Это  —  сельский 
«демон»,  как и старуха (cailleach) и чудовище,  известное под именем «пука» и 
оскверняющее на Халлоуин все плоды на деревьях

Что касается социальных характеристик,  то для Племен богини Дану характерно в 
первую очередь обилие мудрецов-друидов,  племя Фир Болг знаменито своими 
правителями,  племя Немеда первым установило в Ирландии королевскую власть, а 
племя Партолона как мы уже отмечали славилось земледельцами и ремесленниками. 
Обратившись к социальному устройству Ирландии каким оно предстает в самых 
ранних законах и свидетельствах саг мы обнаруживаем три типа свободных людей,  
а именно друидов (drui,  мудрецы-пророки позднее их функции и место на 
социальной лестнице перешли к поэтам-филидам),  знать (flaith  —  букв.  
«господин» или «лицо облеченное властью») и свободных людей (bо-aire). Если 
основа drui,  вероятно, восходит к корню обозначающему «знание»,  а flaith 
соотносится с валлийским gwlad («страна земля») и валлииским же gweldig 
(«правитель») а также средневерхненемецким gewalt «сила»),  то слово aire в 
сочетании bo-aire. обозначает «свободного человека,  общинника,  а также 
благородного, который обладает особым правовым статусом». Аналогичным образом 
древнеиндийское arya относится одновременно к трем «благородным» или жреческим 
классам хотя у лингвистов нет единого мнения касательно родства ирландского и 
индийского слов. Ирландское bo-aire означает буквально «ското»-aire и 
сравнительные исследования показывают,  что еще с индоевропейских времен 
свободные общинники были в первую очередь скотоводами .Смеем утверждать что 
этот архаический класс свободных скотоводов в «Книге захватов» представлен 
племенем Немеда,  которое теряло часть своего урожая,  скота и молока из за 
постоянных грабительских набегов фоморов. Такой вывод напрашивается,  если 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-