|
приняв облик рыбы, провел целый год под водой в пещере, носившей имя «Могила
Финтана», возле Тул Туинде, и так ему удалось выжить.
Своим преимущественно женским составом эта группа завоевателей сходна с
фоморами времен Партолона, среди которых тоже преобладали женщины, на трех
женщин приходился всего один мужчина. Кессар первая завезла в Ирландию овец, и
необходимо отметить, что уже во времена Немеда фоморы превратили остров в край
овец. Выше мы установили, что фоморы тесно связаны с морем и его островами,
а само их название, вероятно, означает «(живущие) под морем». Кессар
ассоциируется с водами потопа, и в этой истории женщины и вода, похоже,
образуют единство. Раздел женщин, как и другие упомянутые нами разделы, был
актом творения, создания мира. Их воссоединение символизирует возврат к
первоначальному хаосу. Произошло все это при «Слиянии Трех Вод». Ладра умер
от избытка женщин или от весла, которым он пронзал воды, Финтан бежал от
воссоединившихся женщин и был смыт водами потопа. Его бегство от женщин
приводит на мысль рассказы о наводнениях, в которых бушующие воды преследуют
человека.
Согласно ныне утраченной, более ранней рукописи — «Книге Лруим Снехта», —
имя первой женщины, поселившейся в Ирландии до потопа, было не Кессар, а
Банба, и она, ставшая затем одним из эпонимов острова, ассоциировалась не с
водой, а с землей, поднявшейся из воды, отсюда и одно из поэтических
обозначений Ирландии — «Остров Банбы женщин». Банбе удалось пережить потоп на
вершине Тул Туинде, «куда не могли достать волны», и она навсегда осталась на
острове, чтобы, встретив сыновей Миля, объявить им, что она старше Ноя. Тул
Туинде, таким образом, напоминает нам о первохолме восточной космогонии,
первой земле, возникшей из вод хаоса. Иными словами, первоженщина в
ирландской традиции символизирует одновременно воду и землю, и оба эти
первоэлемента персонифицированы далее в образах мужа Кессар, Финтана сына
«океана» (Bochra), и ее отца, чье имя буквально означает «мир» (Kith).
В отдельных фрагментах «Книги захватов», которые включают экспедицию Кессар в
число пяти вторжений в Ирландию, говорится, что другие источники «не согласны
числить эту экспедицию среди захватов», а Ненний, чья «История бриттов»
содержит одну из самых ранних записей этих традиций, вообще не упоминает о
Кессар и ведет историю острова от Партолона. Финтан, который пережил все
вторжения в Ирландию, для того чтобы поведать о них потомкам, обретает
двойника в Туане (соратнике Партолона), который также переживает все захваты и
рассказывает о них ирландцам уже во времена св. Колума Килле. Таким образом,
схема действует и без Кессар. Аналогичным образом в Индии, и не только в Индии,
аборигены подобно париям стоят вне четырех основных каст, однако должны быть
представлены в любой общей модели всего человечества.
Происхождение каждой из миграционных волн определяет и ее дальнейший статус.
Так, если Племена богини Дану прибыли в Ирландию из неких магических сфер, а
Фир Болг — из загадочного государства, где они подвергались угнетению со
стороны правителей, то Партолон изображен изгоем и отцеубийцей, бежавшим из
родной страны, и, таким образом, странная моровая болезнь, поразившая его
народ, рассматривается как кара за совершенное им преступление. Кессар и ее
спутники также покинули свою родину с позором. Как повествуется в «Книге
захватов», Ной отказался принять их на свой ковчег, сказав, что это «не
приют для грабителей и не логово воров». Отвернувшись от божества, которому
поклонялся Ной, изгнанники создали себе собственного идола, а затем построили
и собственный корабль. Если Бит, согласно апокрифическому преданию, считается
сыном Ноя, то происхождение последующих миграционных волн восходит к Айтехде
сыну Магога сына Иафета сына Ноя. Айтехда (Aithechda), первое небиблейское
имя в этом родословии, возводится к основе aithech («грубый человек, плебей,
простолюдин»). Айтехда был ближайшим предком Партолона (IV ветвь схемы) и
более отдаленным — Немеда. Немед же — прямой предок Фергуса, который
первым решил отделиться от всех и поселиться «вовне», так что его народ
оказывается
исключен из всех последующих схваток за первенство в стране (III ветвь), и
дальний предок двух основных правящих на острове племен — Фир Болг (II ветвь)
и Туата Де Дананн (I ветвь). Как видно из схемы (фиг 5), все это почти
повторяет составленную A.M. Хокартом схему взаимосвязей между кастами в Индии
Глава 5. Иерархия территорий
Поистине все это пятерично.
Таиттирия упанишада, I, 7
Современная Ирландия исторически делится на четыре крупные области — Ольстер,
Коннахт, Леинстер и Мунстер, — причем разделение это уходит своими корнями
в глубокую древность. Однако ирландское слово, передающее идею территориальной
единицы (провинции, области и т.д. — все современные термины в данном случае
будут в равной степени неточны и условны — Перев.) звучит как coiced, т.е.
буквально — «пятая часть, пятина», а не «четвертая часть, четверть», как
можно было бы ожидать, и выражение «пять пятин Ирландии» в значении «вся
страна» хорошо известно каждому кому знаком гэльский язык. То что пятичленное
деление страны является исконным, сомнений не вызывает однако в традиции нет
единства касательно идентификации пятой «пятины». «Книга захватов Ирландии»
приписывает изначальный раздел острова племени Фир Болг. Это племя имело пять
братьев предводителей, и они, завоевав остров поделили его между собой — на
пять частей. Согласно этому источнику, пятая провинция появляется в результате
|
|