|
в Обетованной стране.
Если единение двух оппозиций символизируется линией соприкосновения, то
встреча трех и более независимых единиц ведет к обнаружению точки их схождения.
Первое соответствует территориальной границе, последнее — Слиянию Трех Вод,
месту встречи трех земельных участков или центру Ирландии, где встречаются и
сливаются все области. Уснех находится во всех четырех областях и ни в одной
из них. Аналогичным образом множественные смерти, о которых у нас шла речь,
суть точки, где три и более независимых подвига соединяются в один. Следствие
должно иметь достаточную причину, но в этих повестях несколько достаточных
причин, и в итоге банальное объяснимое событие превращается в загадку,
бросающую вызов причинности. А если событие имеет три и более достаточные
причины, то причины у него как бы вообще нет. Удар копьем, утопление в воде и
сжигание в рассказе о гибели короля Диармайда не суть компоненты единого
процесса; это несовместимости, которые не связаны между собою ничем, кроме
случайного совпадения.
Найти точки, где соединяется несоединимое, способен лишь тот, кто постиг
великое искусство магии и прорицания. О ясновидце Беке Мак Де говорится что он
мог одновременно разговаривать с девятью собеседниками и за один раз ответить
на девять разных вопросов. Однажды три человека задали ему три вопроса, и
вопросы эти никак не были связаны между собой: (1) Когда сдадутся защитники
крепости? (2) Какова глубина реки? (3) Какова толщина жира у свиней в этом
году? На что мудрец Бек ответил: Невелика мера (3) до дна (2) завтра (3)»,
разместив свои ответы в обратном порядке. Три не связанных между собой ответа
образуют одну фразу, подобно тому, как два и более не связанных между собой
значений образуют каламбур.
Загадочное свойство определенных ситуации, вещей, характеров, поступков и
событии связано со случайными совпадениями, которые в принципе сродни тем,
что содержатся в каламбурах, — совпадениями, ошеломительными для тех, кто
руководствуется здравым смыслом. Так, Монган стоит одной ногой на дернине
ирландской земли, а другой — на дернине шотландской. Мудрецы короля Лейнстера
предрекли ему, что одна нога его пребудет в Ирландии, а другая в Шотландии из
чего он сделал вывод что такое странное положение обеспечит ему безопасность.
Когда Диармайд и Грайне скитаются в лесах она ложится спать на ложе из
тростника, а он оберегает ее сон, сидя неподалеку на мешке морского песку.
Пожевав свой палец мудрости, Финн узнает, что Грайне находится в эту минуту
где то в тростниках, а Диармайд — на берегу моря, и решает что они далеко
друг от друга и преследовать их не имеет смысла Множественная смерть — опять
таки своего рода каламбур, как и инцестуальное рождение, вследствие которого
человек становится одновременно сыном и внуком одной и той же женщины или
братом собственной матери. Это аномалии, демонстрирующие предельную
неадекватность логических категории, точно так же, как совпадение
взаимоисключающих гейсов показывает пределы моральных заповедей.
Каламбур уходит своими корнями в далекое прошлое, и недавние исследования
показали, что в основе его отнюдь не желание развлечь собеседника веселой
шуткой. У египтян искусство играть словами было не просто «застарелои
привычкой», оно обнаруживало связь с космологическими и теологическими идеями.
Та же «коварная привычка» во многом формирует индуистские ритуалы. Значимость
каламбуров в раннекельтскои традиции несомненно получит большее признание чем
более детально будут изучены дошедшие до нас тексты. Вполне возможно что
филологическая неуверенность, которой страдают интерпретации столь многих имен
в кельтскойи других ранних литературах, отчасти объясняется как раз тем, что
это были каламбуры, ключи которых давно утрачены. В ирландских «Собраниях имен»
(Corr Аптапп) и «Старинах мест», диншенхас, зачастую дается два-три
альтернативных объяснения имени того или иного лица или места причем в отличие
от современных работ по этимологии древние собрания вовсе не выбирают одно из
объяснении как единственно правильное. И исследователь стоит перед дилеммой
считать ли эти альтернативы просто фрагментами не связанных между собою
рассказов собранными и записанными ради «полноты картины» как обычно происходит
в современной фольклористике, или же в ту пору полагали что смысл важных имен
должен быть сложен и загадочен.
Подобно тому как одно имя может иметь несколько смыслов один и тот же человек
может иметь несколько имен. Мы уже говорили об уж юной Каильб которая обликом
своим символизирует единение противоположностей, а именами своими —
множественность. Син из саги «Смерть Муйрхертаха сына Эрк» также имеет много
имен которые она сразу перечисляет, а настойчивость с какой она твердит что
Муйрхертах не должен называть ее по имени говорит о нежелании быть
отождествленной с каким либо словом или идеей. Вспомним, что и мудрец Аморген
называл себя ветром, волной, быком, вепрем, ястребом, каплей росы, цветком,
оленем, лососем, озером, горою, искусным словом, божеством. Луг был
искусен во многих искусствах одновременно, но при этом, точнее в силу этого,
он не мог быть назван мастером ни в одном из известных искусств и ремесел.
Мастер во всех искусствах, он — соединение и одновременность того, что в
обычном мире возможно лишь как множественность.
Таким образом, в идеях границы, центра, интеркалярного времени, «здесь и
сейчас», «не то и не это», инцестуальных рождений, «кесаревых» рождений,
многопричинных смертей, множественных имен, множественных умений, каламбуров
и, добавим, метафор, присутствует двойственность — иными словами,
множественность и сгущение, — что делает их адекватными символами
неявленного, каковое есть мир хаоса и в то же время основа всего сущего. Они
могут быть представлены в виде загадок-парадоксов, и, вероятно, именно по
|
|