|
порой оказывается всего лишь мгновением земной жизни. Так Нера, проведя в сиде
три дня, находит своих товарищей за той трапезой, которую они готовили,
когда он их оставил, а Бекфола, которая ранним воскресным утром выходит из
дома, оставив своего мужа, короля Диармайда, еще спящим, проводит день и
ночь на зачарованном островке посреди озера, а вернувшись, видит, что муж ее
только что проснулся. Время в Ином мире также «иное», оно и длиннее, и короче
времени нашего земного мира. 06 этом же парадоксе говорится во Втором Послании
св. Апостола Петра «у Господа один день, как тысяча лет, а тысяча лет, как
один день» (3:8).
«Это стена рая, в котором ты обитаешь, — говорит Николай Кузанский, — и
дверь туда стережет высочайший дух разума, который не даст войти, пока не
одолеешь его. Тебя можно видеть только по ту сторону совпадения
противоположностей, но ни в коем случае не здесь». Назначение мифологии —
смутить этого высочайшего духовного стража, чтобы живущий в конечном мире
человек мог заглянуть в бесконечность, лежащую за пределами космоса. Слияние
противоположностей и иных несоединимых вещей дает стимул к постижению и
переносит дух к вратам Иного мира. В валлийской повести о Ллини Ван некий юноша
видит на поверхности озера прекрасную женщину. Чудесный мост протягивается
через разделяющие их воды, когда он предлагает в дар женщине символ соединения
противоположностей — хлеб, одновременно испеченныйи неиспеченный, — и
совершает следующий подвиг, различив тождественное, т.е. узнав ее рядом с
сестрою, в точности на нее похожей. Женщина остается с ним до тех пор, пока он
не наносит ей «три беспричинные пощечины», и обстоятельства, в каких он
наносит пощечины, показывают, что он не способен понять универсальность
парадокса, которым ее завоевал. Первую пощечину он дает своей
сверхъестественной жене, когда она отказывается участвовать в обряде крещения,
который разрубает связь человеческого существа со сверхъестественным. Вторую
— когда она плачет на свадьбе, а третью — когда она смеется на похоронах.
Неожиданное открытие, что в глазах сверхъестественного радость и печаль
сходятся — и на свадьбах, и на похоронах, — оказывается для него шоком,
но эта истина не высвобождает его дух, вместо этого он пытается задавить ее и
навязать богине свой однобокий образ мыслей.
Тонкая грань между оппозициями, по сути, имеет тот же смысл, что и опасные
мосты, ведущие к цитаделям Иного мира, — мост узкий, как лезвие бритвы,
или мост-качели, одолеть который можно лишь «героическим» прыжком на его
середину. Это пространство между острыми лезвиями, вздымающимися на пороге и за
дверью великанова замка, это проход между Сциллой и Харибдой. Ирландские поэты
считали, что euse — «мудрость», «поэзия», «знание» — открывается именно
на кромке вод. Такие линии, не имеющие ширины, символизируют
сверхъестественное в мире пространства, и в современном фольклоре изгнанные
души находят пристанище в беспространственных зонах — «меж пеной и водой» или
«меж деревом и корой». Во времени тот же феномен представлен на стыке двух
годов или двух сезонов, а порою это некое «сейчас», которого никогда небыло и
не будет и которое все же есть
Аналогичным образом объекты, о которых можно сказать, что они «не то и не это
или и это и то», имеют таинственные сверхъестественные свойства. Магическая
сила росы (собранной на рассвете, ни днем ни ночью, майским утром, когда
зима уже кончилась, а лето еще не наступило), безусловно, проистекает из ее
двойственности — этои не дождевая вода, и не морская, и не вода из реки или
колодца. Вот и омела тоже не куст и не дерево. Как растение, растущее не из
почвы, она попадает в ту же переходную категорию, что и «муж, не рожденный
женщиной» или «поросята, не рожденные свиньей» Она не поддается классификации
и потому свободна от ограничений, присущих любой дефиниции. Недаром в одной из
песней «Старшей Эдды» рассказывается, что все растения на земле поклялись не
причинять вреда сыну Одина Бальдру и лишь омела, которая «не это и не то»,
оказалась свободна от этой клятвы и могла быть использована для убийства
светлого бога. В народных обрядах человек, если он становится под веткой этого
дерева, которое и не дерево вовсе, освобождается от всех условностей он
получает право на любую вольность. В свою очередь он сам оказывается лишен
какой бы то ни было защиты условностей и должен исполнить все, что от него
потребуют. Мы предположили, что, вмешиваясь перед своей гибелью в ссоры двух
воинов, Кухулин не может не отдать им свое копье именно потому, что своим
вмешательством он ставит себя в то самое свободное, но уязвимое положение
между оппозициями, при котором отказ в просьбе невозможен. В сакральной зоне
между бытием и небытием становится возможно все. Тот, кто вопреки доводам
рассудка дерзает ступить в эту опасную зону, может обрести спасение, но может
и погибнуть, скрывшись навеки в волнах реки смерти, протекающей под узким,
как лезвие ножа, мостом.
О символическом значении лабиринтов за последние три десятилетия написано очень
много, ведь это одновременно и убежище от сил зла, и путь, которым умерший
следует в мир духов. Здесь мы только отметим, что лабиринты соотносятся с
направлениями точно так же, как «не то и не это» соотносятся с оппозициями. В
лабиринте у человека нет определенного направления, а значит, он достигает
цели, которую невозможно соотнести с направлениями компаса. По ирландским
народным верованиям, феи и другие сверхъестественные существа способны
запутать человека, заставить его потерять ориентацию в пространстве (а равно и
во времени). Сбиться с пути может и тот, кто случайно наступит на
«вымороченную землю», под которой зарыт утробный плод или некрещенный младенец.
И наоборот, в многочисленых «плаваниях» путешественники, потерявшие
ориентацию и плывущие наугад, «без руля ибез ветрил», непременно оказываются
|
|