Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Верования древних кельтов. :: А. и Д. Рис. - Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-
 
человеческому облику.  Идея снятия оппозиции «целое  —  часть» реализуется в 
рассказе об изготовлении одежды и питья для короля Диармайда,  тогда как в пищу 
ему предложены нерожденные поросята.  Нам представляется,  что попытка Конайре 
помирить двух ссорящихся рабов,  равно как и попытки Кухулина «разнять» двух 
сражающихся бойцов, выводят их обоих на уровень сверхъестественного бытия, 
которое превыше оппозиций.  В одной из скандинавских повестей о путешествии в 
страну мертвых (Хель) на пути героев,  в частности,  встречаются две армии,  
вечно сражающиеся друг с другом.  Аналогичный мотив есть и в повести о смерти 
Финна,  которой тоже предшествует роковой пир.  Двое кравчих,  подносящих Финну 
волшебный рог для питья,  вдруг начинают ссориться и даже хватаются за мечи. 
Победителя в их поединке нет  —  они оба одновременно наносят друг другу 
смертельные раны и погибают на глазах у всех фениев.  «Это происшествие тяжким 
грузом легло на душу Финна,  который после этого долго молчал,  не ел и не пил, 
 а затем произнес.  "Мне жаль их,  но опечален я не столько их гибелью,  
сколько ее причиной"». На вопросы фениев он отвечал,  что чашу,  из-за которой 
возник спор кравчих,  он получил в дар от Кронанаха из сида Фемун и что с нею 
связаны определенные предсказания «Потом отложил он в сторону свой рог для 
питья,  и все долго молчали».
Другой знаменательной чертой повествований о смерти героя можно назвать эпизод 
сексуально-эротического характера,  который обыкновенно предшествует началу 
конца.  Король Конхобар был смертельно ранен Кетом в туминуту,  когда он по 
просьбе женщин Коннахта повернулся к ним,  чтобы они «смогли узреть красоту его 
лица». При сходных обстоятельствах был убит и Ньяль Девять Заложников.  
Подстрекаемый королем Айлилем,  слепой Лугайд нечаянно убивает копьем Фергуса 
Мак Ройха,  когда тот плавает в озере в обнимку с королевой Медб,  причем 
голова ее при этом лежит на его груди,  а ноги охватывают его стан.  В свою 
очередь Конал Кернах,  по наущению ревнивой королевы Медб,  убил короля Айлиля, 
 когда тот лежал под ореховым кустом с девушкой,  и было это ранним утром 
первого майского дня.  Накануне битвы,  в которой Эогану сыну Айлиля суждено 
было погибнуть,  он провел ночь с дочерью хозяина дома,  где он остановился; 
аналогичные обстоятельства сопутствуют и смерти Арта, отца Кормака.  Блатнат,  
похищенная Курои,  подстроила все так,  что он был убит,  когда спал,  положив 
голову ей на колени.  Кумалу,  предводителю фениев,  было предсказано, что он 
будет убит в объятиях собственной жены,  причем роковой удар будет нанесен его 
собственным мечом.  Тогда враги Кумала убедили дочь короля Лохланна (ирландское 
название скандинавских стран.   —  Перев.) стать его женой, затем молодожены 
были проведены через семь покоев и через семь дверей и оставлены в последнем,  
причем все семь дверей провожатые на обратном пути заперли на замок.  В самом 
дальнем покое был заранее спрятан Арка Дуб (Черный Арка),  королевский рыбак.  
Он и убил Кумала собственным его мечом.  Согласно другой версии,  Кумал заметил 
на небольшом островке прекрасную женщину, которая одиноко стояла на берегу и 
приветливо смотрела в его сторону.  Воспылав к ней любовью,  он бросился в 
водуи быстро очутился на островке,  но едва приблизился к девушке,  как Арка 
Дуб,  прятавшийся в густой высокой траве,  выскочил и нанес ему роковой удар. 
В повестях,  обсуждаемых в этой главе,  часто встречается образ таинственной 
женщины,  связь с которой ускоряет гибель героя.  Король Диармайд делит ложе с 
дочерью Банбана,  и именно она не только подает,  но и изготовляет для него 
«смертное одеяние»  —  рубашку из одного льняного семени и плащ из шерсти одной 
овцы.  Выезжая на последнюю битву,  Кухулин пробивает себе дорогу через толпу 
влюбленных в него женщин.  В той версии саги,  которую мы анализировали,  
богиня Морриган (Бадб),  действуя из дружеских побуждений,  разбивает колесницу 
Кухулина, чтобы помешать ему выехать на роковую битву.  Однако по другой,  
более развернутой версии,  спутница последних дней Кухулина  —  его любовница 
Ниам («свет»,  «красота»),  жена Конала,  прекрасная женщина,  которой он ни в 
чем не мог отказать.  Именно ее Кухулин берет с собою на пир в Гленна Модар,  
куда пригласил его друид Катбад,  причем законную свою жену Эмер Кухулин 
оставляет дома.  Долина,  где был устроен этот пир,  была расположена таким 
образом, что шум сражения туда не долетал,  и во время пира главной задачей 
Ниам было удержать Кухулина от желания принять участие в битве: она пыталась 
убедить его,  что враги и не думают нападать на уладов.  Однако «дочь Калатина» 
Бадб принимает облик красавицы Ниам,  предстает перед Кухулином и велит ему 
вступить в сражение.  Таким образом,  Ниам и Бадб как бы воплощают двойственный 
характер женщины,  которая дружески помогает герою в пору его смерти.  Она 
одновременно его возлюбленная и женская персонификация его судьбы.
   Нарушая свои гейсы,  король Конайре впускает в Дом Да Дерга одинокую женщину 
по имени Кайльб.  Описание ее чудовищной внешности содержит аллюзию на ее 
сексуальность,  равно как и описание подобной женщины,  сопровождающей черного 
человека с визжащей свиньей,  а на вопрос Конайре: «Чего ты хочешь?»  —  Кайльб 
отвечает, что хочет того же,  чего хочет и он.  В перечне тридцати двух (?) 
странных имен,  какими она себя называет,  фигурируют Самайн,  Уродство,  
Забвение,  Преступление,  Ссора,  Драка, Стычка,  Шум (?) и Удивление,  а также 
Немайн (или Маха), т.е.  имя богини войны,  и Бадб,  имя зловещей вороны полей 
сражения.  Примечательно,  что имена свои Кайльб называет,  стоя на пороге (т.  
е.  ни внутри дома,  ни снаружи) на одной ноге.  Таким образом,  Кайльб,  как и 
индийская Кали,  есть персонификация гибели,  смерти и разрушения, и она 
предлагает себя герою в невесты.

Обратимся теперь к анализу саги «Смерть Муйрхертаха сына Эрк»,  в которой мы 
встретимся с уже знакомыми мотивами,  повернутыми,  однако,  в несколько ином 
ракурсе. Мы вновь увидим роковую невесту короля-жертвы,  предсмертный пир,  
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-