|
чтобы с того дня они больше никогда не встречались.
В «Приключении Неры» инициатива контакта со сверхъестественным исходит от людей.
В повести «Болезнь Кухулина», напротив, силы Иного мира заманивают
смертного, преследуя свои собственные цели. Вмешательство Иного мира нарушает
естественный ход земной жизни. Посредниками между двумя мирами часто служат
странные птицы, с легкостью пересекающие разделяющую их границу. Подобно
Пуйллу, который нечаянно оскорбил короля Аннувна, отогнав во время охоты его
волшебных псов, и в качестве компенсации должен был провести год у него на
службе, Кухулин попадает во власть сверхъестественных сил после того, как
проявляет неоправданную жестокость по отношению к их посланцам. «Болезнь»,
длящуюся целый год после первого видения у камня, можно рассматривать как
«посюсторонний» аспект приключения в Ином мире, которое следует за вторым
визитом к тому же камню на следующий Самайн. Аналогичным образом второй эпизод
в «Приключении Неры» — эзотерический аспект первого.
Мотив обращения за помощью к смертному для того, чтобы навести порядок в мире
бессмертных, как ни странно, встречается в кельтской традиции довольно часто.
Так, например, повесть «Приключение Лойгайре» начинается с описания некоего
праздника, который люди Коннахта устраивают возле озера Энлох («птичьего») во
времена короля Кримтана. Рано утром увидели они, как в тумане к ним медленно
приближается какой-то человек. Это был Фиахна Мак Ретах из сида, и пришел он
за помощью. Его жена была похищена, и хотя он убил самого похитителя, жена
по-прежнему оставалась пленницей. Удерживал ее в плену племянник похитителя,
Голл сын Долба, владыка крепости Маг Мелл, который победил Фиахну в семи
поединках. Восьмой поединок должен был произойти как раз сегодня, и Фиахна
обещал много золота и серебра всем, кто согласится прийти ему на помощь.
Лойгайре сын Кримтана вызвался пойти с ним и еще пятьдесят мужей. Он убил
Голла и потребовал, чтобы жена Фиахны, оплакивающая гибель двух своих
любовников, вернулась к мужу. Фиахна отдал свою дочь Дёр Грене («солнечная
слеза») в жены Лойгайре, и тот остался в сиде.
Представители этого и того мира с легкостью вступают в контакты друг с другом,
без особого труда перешагивая разделяющую их «непреодолимую» границу. Причем
цели и способы посещений бывают весьма различны. Они могут и помогать друг
другу, и причинять друг другу вред, могут ограбить друг друга или обогатить.
Поступая на службу к королю Иного мира, Лойгайре становится соправителем сида;
проведя год в Аннувне, Пуйлл получает титул Властителя этой страны. Два мира
находятся в постоянном взаимодействии, которое во многом сходно с
взаимодействием между «сознательным» и «бессознательным», как их описывают
современные психологи.
Для мужчины возлюбленная из Иного мира — аналог «потустороннего»
возлюбленного женщины, и ее следует отличать от невесты из Иного мира,
которую добывает себе герой повестей о героическом сватовстве. Если невесту
необходимо похитить из враждебного мужского мира, то сверхъестественная
любовница сама увлекает героя в дружественный женский мир, подобный тому, где
будущего жениха на его пути в опасную страну невесты иногда наставляет
какая-нибудь женщина или родич по материнской линии. В приключениях Брана и
Кондлы это самая настоящая Страна Женщин. Увидев прекрасную женщину и услышав
из ее уст песнь о «земле вечноживущих», Кондла охвачен столь сильной тоской,
что, когда эта женщина во второй раз предстает перед ним, он прыгает в ее
стеклянную ладью, и «с тех пор никто больше не видел их и не узнал, что с
ними сталось». Когда Лойгайре вернулся из сида, чтобы проститься со своими
людьми, отец предложил ему королевство Трех Коннахтов, если он согласится
остаться в этом мире. Однако Лойгайре не принял этого дара, сказав, что
милее ему
Благородная нежная музыка сида,
разливающаяся повсюду,
питье из блестящих чаш
во время беседы с любимой.
Есть у меня жена —
дочь Фиахны, Дер Грене,
и нашел себе жену каждый
из пятидесяти моих воинов…
Одну ночь в сиде
не отдам я за все ваше королевство…
И он вернулся в сид и «до сих пор не вышел оттуда».
Мужчины, целиком подпавшие под власть любви женщины из таинственного Иного
мира, навеки потеряны для мира людей. Но их — в еще большей степени, чем
героев «похищений», — можно назвать в кельтской традиции персонажами
второстепенными. Подобно Кухулину Кондла стоит перед выбором. «Нелегко мне
приходится, — говорит он, — ибо люблю я своих близких, но тоска по этой
женщине охватила меня». Однако в отличие от Кухулина он не находит в себе сил
вернуться в наш мир, т.е. сделать правильный выбор, и потому, с нашей точки
зрения, весьма знаменательно, что рассказчик видит основную цель своей
повести в объяснении того, почему прозван Арт Одиноким. Эти
сверхъестественные возлюбленные обнаруживают большое сходство с «небесной
невестой», которая обучает шамана и помогает ему совершенствоваться в его
искусстве. Желая заполучить его для себя, она тоже готова помешать
|
|