Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Верования древних кельтов. :: А. и Д. Рис. - Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-
 
соотносится с волшебником,  маскирующимся под нищего аскета.  Когда в конце 
индийской повести дух Ветала говорит царю,  что в награду за его труды в эту 
странную ночь исполнит любое его желание,  тот просит,  чтобы двадцать пять 
рассказов,  поведанных ему духом,  стали славны на всей земле и навеки остались 
в памяти людей.  Дух обещает ему исполнить это и добавляет,  что отныне эти 
истории будут обладать чудесной силой и отгонять злых демонов и что «даже Шива, 
 Великий бог.  Владыка всех духов и демонов,  Первый Аскет среди богов,  будет 
почитать эти повести».  Видимо,  в этом же состоит и ключевой смысл многих 
ирландских повестей,  превратившихся ныне в туманные и упрощенные народные 
сказки.
Однако и из пересказанной нами фольклорной повести,  и из саги «Приключение 
Неры» ясно следует,  что прикрытый огонь и отсутствие в доме ночью воды для 
мытья (особенно воды для мытья ног),  а также помоев могут служить своего рода 
оберегами от сверхъестественных сил.  Но все эти предосторожности противоречат 
обычаю тщательно убирать дом перед отходом ко сну,  особенно в канун Халлоуина, 
 в ожидании ночного визита покойных друзей и близких.  Как мы уже отмечали,  в 
этот день пол в доме необходимо было чисто вымести,  очаг чистили и 
приготовляли дрова,  чтобы развести огонь,  а на столе в самой лучшей посуде 
выставляли еду и питье.  В Ирландии и Шотландии существовало поверье,  что 
выплескивание вечером за порог дома грязной воды и особенно воды после мытья 
ног,  отпугивает «добрый народец» и мешает умершим подойти к дому.  Однако и в 
самих фольклорных свидетельствах есть несообразности.  Например,  в одном 
приходе было записано,  что «на кухне нельзя оставлять на ночь посуду с грязной 
водой»,  тогда как в соседнем приходе бытовал прямо противоположный обычай.  
Эта тема нуждается в углубленном исследовании,  но,  возможно,  объяснение 
заключается в том,  что меры,  упомянутые в повестях,  отпугивают 
сверхъестественных существ вообще  —  и злых,  и всех прочих.  Отказ от этих 
мер сопряжен с риском,  как рискованно и всякое общение со сверхъестественным,  
но без риска придется отказаться и от возвращения дружелюбных мертвых,  и от 
«приключений» как таковых.
О пещере Круахан,  называемой иногда воротами в ад,  существует множество 
преданий.  Из этой пещеры вылетала стая белых птиц,  которая иссушала своим 
дыханием все вокруг.  Оттуда выходили призрачные свиньи,  которых нельзя было 
сосчитать: сколько ни пытались  —  каждый раз выходил новый результат.  В одном 
из стихотворных диншенxac говорится,  что из этой пещеры,  «из жилища своего», 
выходит «ужасная Морриган»,  а в саге «Разговор стариков» оттуда выходит 
бессмертная дочь Бодба сына Дагды,  чтобы беседовать с Кайльте.  В Ирландии и в 
других кельтских странах есть и иные таинственные пещеры.  Так,  в одной из саг 
Лейнстерского цикла,  называемой «Жилище у Кейса Коранна»,  рассказывается,  
как однажды Финн,  поднявшись на свой охотничий холм,  увидел внизу,  у входа в 
пещеру, трех страшных видом дочерей местного вождя Туата.  Желая отомстить 
людям,  они левой рукой разматывали колдовскую пряжу с кривых веретен из падуба.
  Когда Финн и Конан приблизились к ним,  то запутались в пряже и потеряли всю 
свою силу,  а ведьмы связали их и утащили в глубь пещеры.  Постепенно таким же 
образом в плен попали все фении,  кроме Голла сына Морны,  который убил 
колдуний, освободил своих друзей и получил за это в жены дочь Финна.  Стало 
быть,  пещеры были входом в Иной мир.  Средневековые рассказчики даже выделяли 
в особую группу повести,  называемые «пещеры» (или «укрытия»),  однако ни одна 
из них до нас полностью не дошла.  Сага «Пещера Айнгеда»,  фигурирующая в 
Списке А,  вероятно,  является вариантом «Приключения Неры».
Даже в наше время одной из пещер Ирландии приписывают совершенно особые 
свойства  —  мы имеем в виду знаменитое Чистилище св.  Патрика,  которое,  как 
подсказывает само название,  представляет собой вход в Иной мир, так сказать 
врата ада.  Расположена пещера на островке посреди Лох Дерг («красного озера»). 
 В средние века в эту пещеру спускались пилигримы и добровольно принимали на 
себя муки чистилища.  Считалось,  что,  если пилигрим заснет,  дьявол утащит 
его прямо в ад.  Одно из наиболее известных средневековых «Видений»  —  рассказ 
о приключениях в этой пещере некоего рыцаря по имени Оуэн,  причем текст этот 
был записан задолго до создания «Божественной комедии» Данте.  Спускаясь в 
глубь пещеры,  он видит сначала полчища демонов,  которые показывают ему 
картины ужасов чистилища и ада.  Затем он по узкому мостику переходит через 
Адскую реку,  после чего два прелата провожают его в рай и подводят к самым 
Небесным вратам.  В недавнее время вход в эту пещеру был закрыт,  а рядом 
построена часовня.  И по-прежнему из года в год тысячи пеших паломников 
сходятся к Красному озеру,  чтобы провести бессонную ночь в этой часовне.  Один 
из паломников нашего времени описывает эти ритуальные бдения следующим образом:
«Солнце село,  и часовня погрузилась во мрак,  лишь тускло мерцали две свечи.  
Странное,  жуткое,  ни с чем не сравнимое ощущение  —  тьма вокруг и белые лица 
молящихся в трепетном отблеске свечей.  Сколько поколений гэлов побывало здесь! 
Ведь не много найдется ирландцев,  которые не пожелали бы хоть на миг заглянуть 
в тот мир,  что ждет их за порогом смерти.  Всю ночь мы бодрствовали в нашем 
заточении, повторяя про себя остановки следующего дня.  С наступлением ночи 
реальный мир как бы исчез.  Казалось,  мы очутились в сумеречной зоне,  где 
встречаются два мира...»
Конечно,  Иной мир,  в котором побывал Нера,  мало похож на тот,  описание 
которого мы только что привели, однако Чистилище св.  Патрика  —  это,  без 
сомнения,  христианизованный вариант языческого ритуала,  соотносимый с сагой 
«Приключение Неры».  Обычай спускаться в пещеры вообще не имеет связи с 
христианством; подобные практики присущи обрядам инициации у народов,  весьма 
удаленных друг от друга,   —  достаточно назвать мистерии Митры и некоторые 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-