|
не разрушен, но видение это может стать правдой ровно через год на следующий
Халлоуин, если Нера не убедит своего короля первым напасть на сид и разрушить
его. Она велела ему вернуться туда, где оставил он своих людей, и убедиться,
что они целы и невредимы, сидят вокруг того же котла, а еду еще не успели даже
снять с огня. И она посоветовала ему взять с собой из сида плоды лета — дикий
чеснок, первоцвет и папоротник, — чтобы поверили люди его рассказу. Вдобавок
узнал от нее Нера, что она ждет ребенка и в назначенный час родит сына. Она
велела ему прийти в сид и забрать ее сына и скот, прежде чем воины Круахана
разрушат сид. И, наконец, предрекла та женщина, что корона Бриона попадет в
руки Айлиля и Медб.
Нера вернулся к своим людям и рассказал им обо всем. В благодарность Аилиль,
как и обещал, дал ему свой меч с золотой рукоятью. Через год вернулся Нера в
сид, чтобы забрать оттуда сына жену и скот. А потом люди Коннахта и Ульстера
разрушили тот сид и взяли все, что было в нем. «И унесли они корону Бриона. А
эта корона, плащ Лоигаире из Армага и рубашка Дунланга из Килдара в Лейнстере
были — три чудесные вещи Ирландии. Нера так и остался в том сиде и не выйдет
оттуда до Страшного Суда».
Странное испытание, которым начинается эта повесть, и диковинная история с
подвешенным пленником, одновременно и живым и мертвым, наводят на мысль о неком
ритуале Халлоуина, сопоставимом с посещением кладбища в эту ночь, когда время
и вечность смешиваются, — ритуале, посредством которого люди вступали в
контакт с силами Иного мира. Сходство этого вводного эпизода с зачином
знаменитых «Двадцати пяти рассказов Веталы» доказывает его глубочайшую
древность. В индийской повести царь, повинуясь приказу волшебника,
представшего в образе нищего аскета, идет в ночь новолуния на великое кладбище,
снимает с дерева тело повешенного и, неся его на спине, возвращается через
жуткое место сожжения трупов, а дух, находившийся в мертвом теле, рассказывает
ему тем временем, чтобы «скоротать путь», разнообразные нравоучительные истории.
Когда все двадцать пять рассказов были исполнены, дух предупреждает царя, что
некромант собирается убить его, принести в жертву и тем увеличить свои
сверхъестественные силы. Дух учит царя, как обмануть волшебника и самому стать
обладателем этих сил
В ирландской повести общение с подвешенным наглядно учит Неру, каким способом
можно противостоять вторжению демонов в дом. Ниже мы поясним этот тезис. С
помощью сверхъестественного знания, которое он затем получает в сиде, Нера
опять-таки может спасти от гибели Айлиля и его воинов — сила, направленная
против Круахана, оборачивается против самой же себя. Странствие Неры в поисках
воды, когда им руководит высшее знание беспомощного подвешенного, как бы
предвосхищает поход слепого к колодцу с короной Бриона — слепой руководится
глазами хромого, сидящего у него на плечах. Он, словно совершая ритуал,
разыгрывает сцену которая приведет к обнаружению короны из Иного мира.
Эта корона упоминается еще в одной ирландской повести, также связанной с
Халлоуином. В канун Самайна Фингина Мак Лухту короля Мунстера посещала некая
пророчица, которая рассказывала ему «обо всем, что случится этой ночью в
Ирландии и какие последствия проистекут из этих событии в течение года». Как-то
раз она сказала, что среди дивных див грядущей ночи откроются ему «три чудесные
вещи» Ирландии. А были это корона Бриона, спрятанная от Морриган и хранящаяся в
колодце на холме Круахан, фидхелл Кримтана, принесенный из тайника на
маленьком островке и схороненный в крепости Уснеха, и корона Лоигаире из сида
Финдаха в Ульстере.
Ряд мотивов, встречающихся в начальном эпизоде саги «Приключение Неры»,
известен также в современном ирландском фольклоре, хотя подвешенный в них
заменен дьяволом, а языческая обрядность перемешана с христианской. Тридцать
девять версий данного сюжета, собранные фольклорной комиссией Ирландии,
сведены проф. Деларжи в следующую сюжетную схему:
Отец (отчим или крестный) посылает юношу забрать некий предмет, забытый в поле,
в саду, в каирне на склоне холма, в церкви, на кладбище, на кладбищенской
плите, в хлеву, в лесу, на перекрестке дорог. По дороге юноша встречает
дьявола и соглашается сопровождать его или отнести его к некоему дому.
Но по разным причинам дьявол не может войти в этот дом. Например, из дома
выплеснули грязную воду, и вокруг него образовалось озеро, или грязная вода
находится в доме, или во двор высыпали горящие угли из очага, и вокруг дома
возникла защитная стена огня.
Тогда они идут к следующему дому, но и тут дьяволу не удается войти внутрь,
потому что там читают молитвы по четкам, или же держат святую воду, или
кропят ею в комнатах. Препятствием может оказаться и присутствие в доме петуха,
который кричит свое кукареку.
Дьяволу удается войти лишь в третий дом, где живет супружеская пара, которая
все время ссорится, или не имеет детей, или совсем недавно сыграла свадьбу.
Дьявол говорит своему спутнику, что у этой пары родится сын и станет он
«священником». Но если «священник» этот будет сыном дьявола, то люди,
которые придут к его первой мессе или которых он окропит святой водою, будут
прокляты.
Отрубив сыну дьявола руку или голову, либо совершив что-то другое, юноша не
дает ему совершить ритуал. Священник предстает перед всеми в истинном своем
обличье и исчезает в огне. Либо, разоблаченный как сын дьявола, он просит
наложить на него епитимью, и Бог вызывает дьявола на поединок за его душу.
Дьявол, сидящий на плечах героя и предостерегающий его от грозящей ему
опасности, по сути, исполняет те же функции, что и труп в древнеиндийской
повести, тогда как ложный священник, намеревающийся исполнить святые обряды,
|
|