|
природой ритуала, о котором мы говорили. В других версиях Граине до конца
своих дней остается верна памяти Диармаида. Аналогичным образом Тристана и
Изольду хоронят в одной могиле, причем над женщиной вырастает розовый куст, а
над мужчиной — виноградная лоза, и ветви их сплетаются так тесно, что
разделить их нельзя. В одном из недавно записанных вариантов предания о Дейрдре
говорится, что король Конхобар приказал похоронить влюбленных на
противоположных берегах озера, чтобы не могли они соединиться после смерти.
Тогда на каждой могиле выросло по сосне, и ветви их протянулись через озеро
навстречу друг другу. Конхобар велел срубитьсосны, но улады не подчинились ему
и до самой смерти короля оберегали эти деревья.
Глава 15. Приключения
Путешествия в чужую страну и приключения среди чужого народа составляют
значительный пласт кельтской мифологии, и, как и в современной литературе,
обширный класс повестей можно отнести к разряду «приключений». Но если
приключения литературные описывают реальные перипетии живых людей в отдаленных
странах или даже на других планетах этого мира, то приключения мифологические
всегда происходят среди таинственных насельников мира сверхъестественного. И
кельты здесь не исключение. Чтобы возбудить воображение современного человека,
достаточно чудес Азии, Африки и исконной Америки, но для обитателей этих
континентов, как и для древних кельтов, приключения, которые достойны памяти,
это в первую очередь приключения в другом «измерении», а настоящие
путешествия — это путешествия между мирами, этим и Иным.
«В Азии, в Полинезии и даже в Африке главным интеллектуальным занятием
человека были приключения духа. Одинокое странствие души <…> удача или неудача
ее исканий составляют главную тему устной литературы Старого Света <…> Наша
современная беллетристика занята прежде всего общественной жизнью <…> Бесценное
достижение устной литературы заключается в том, что она показывает —
поглощенность человека самим собой, почти полное растворение его в собственном
временном земном бытии есть феномен чисто европейский <…> тогда как в Азии и в
Полинезии человек в первую очередь прямо или косвенно был занят поисками
бессмертия»
Каждая встреча с Иным миром — в каком-то смысле одновременно инициация и
бракосочетание, поэтому нельзя провести четкого раздела между «приключениями»
и рассказами о героическом сватовстве и добывании невесты, к анализу которых
мы уже обращались. В самом деле, повесть о том, как Арт добыл себе жену,
называется «Приключение Арта сына Конна и сватовство к Дельбхаем», а
вкрапленную в сагу «Сватовство к Эмер» повесть об инициации Кухулина в стране
Скатах вполне можно квалифицировать как «приключение». Однако инициация как
таковая имеет разные виды и степени. В этой главе мы обратимся к приключениям,
которые не были посвящением юноши в мужчину или в некое призвание и связаны с
любовью сверхъестественной женщины, каковую нельзя привести домой как невесту.
Первая повесть, подлежащая рассмотрению, — это «Приключение Неры». Записана
она, видимо, в начале VIII в., но по духу, несомненно, гораздо древнее и
относится к явно дохристианской эпохе.
Однажды в канун Самайна Айлиль и Медб находились со всем своим двором в Рат
Круахане. Днем ранее захватили они двух пленников, и вот теперь король Айлиль
обещал большую награду тому, кто выйдет из дому, подойдет к пленникам,
подвешенным к столбу, и обвяжет одному из них ноги ивовыми прутьями. Но велик
был ужас ночи в канун Самайна, ибо являлись в эту ночь демоны. Один за другим
воины принимали вызов, но быстро возвращались в дом. Тогда поднялся со своего
места Нера и объявил, что сделает это, и Айлиль обещал ему свой меч с золотой
рукоятью.
Трижды пытался Нера затянуть повязку на ногах пленника, и трижды она спадала,
пока наконец сам пленник не сказал ему, что закрепить ее можно лишь с помощью
пряжки самого Неры. Когда это было исполнено, пленник сказал «А теперь, чтобы
доказать свою доблесть, посади меня к себе на шею и помоги мне найти
какое-нибудь питье. Сильно я захотел пить, пока висел тут». Нера понес его к
ближайшему дому, но дом тот оказался окружен огненным озером. Пленник сказал,
что не найти им питья в этом доме, ибо нехорош тот дом, где огонь прикрыт на
ночь. Вокруг следующего дома увидели они озеро воды — знак того, что нет там
ни воды для питья и умывания, ни ведра для помоев. В третьем доме нашли они и
питье, и воду для умывания, и ведро для помоев. Пленник напился, а последний
глоток воды выплюнул в лица людей, которые были в том доме, будто были они
уже мертвы. С тех пор считается, что не следует оставлять на ночь в доме воду
для питья и умывания, и ведро для помоев, и открытый огонь.
После этого Нера отнес пленника назад к столбу, а сам вернулся в Круахан. И
там «увидел он нечто»: Круахан был сожжен дотла, а возле пожарища высилась
куча отрубленных голов, и были то головы воинов Круахана. Затем увидел он,
как из сида выходят люди, берут эти головы и уносят их в пещеру Круахан. Нера
последовал за ними. Тут предстал перед ним король сида, у ног которого были
сложены те головы. Король подозвал Неру к себе и велел ему отправиться в дом
одинокой женщины, поселиться у нее и каждый день приносить охапку хвороста к
королевскому очагу. Та женщина радушно приняла Неру и тайно от короля стала его
женой.
Каждый день, когда Нера нес хворост, он видел одну и ту же сцену: хромой,
сидящий на шее у слепого, выходил из ворот крепости и направлялся к колодцу,
«Она здесь?» — спрашивал слепой, на что хромой отвечал ему «Да, она здесь,
пойдем обратно». Нера спросил жену, что означает эта сцена, и та объяснила,
что двум этим людям, слепому и хромому, король поручил стеречь золотую корону
лежащую на дне колодца. Еще сказала она ему, что Круахан на самом деле вовсе
|
|