|
«до Судного дня отвратит от острова набега фоморов». А Брес, также прося
пощады, обещал, что «тогда вовек не иссякнет молоко у коров Ирландии». В
ответ на это Луг передал Бресу приговор Маелтне Морбретаха («великого
суждения»): «Не будет тебе пощады, ибо не властен Брес над их породой и
потомством, хоть на нынешний век он и может коров напитать молоком». Тогда
Брес объявил, что, если ему оставят жизнь, ирландцы будут снимать урожай
каждую четверть года. Но и это не спасло его, так как ирландцы, видимо,
были вполне удовлетворены нормальным годовым циклом. «Меньшее, чем это,
спасет тебя, — объявил ему Луг — Как пахать людям Ирландии? Как сеять? Как
жать? Поведай об этом, и спасешь свою жизнь». — «Скажи всем, — ответил на
это Брес, — пусть пашут во вторник, поля засевают во вторник, во вторник
пусть жнут». Эта формула, спасшая жизнь Бресу, до сих пор жива как оберег от
инфернальных существ, которые стремятся похитить плоды фермерского труда.
Согласно же диншенхас, вопрос о жизни и смерти Бреса превратился в чудесное
состязание, в ходе этого состязания ему самому пришлось пить молоко бурых
коров Мунстера, которых он якобы пытался лишить молока. Но питье, которое он
должен был пить, на самом деле не было коровьим молоком. После Битвы при Маг
Туиред Луг, Дагда и Огма пустились преследовать фоморов и сумели вернуть арфу
Дагды. Весь скот Ирландии, повинуясь мычанию чудесной черной телки, которую
избрал себе Дагда в награду за свой труд на строительстве крепости, сошелся к
Туата и начал мирно пастись Морриган и Бадб провозгласили победу и возвращение
былого благополучия, но также предрекли конец мира и возврат хаоса.
Миру, которым правили Туата после Битвы, действительно пришел конец, когда к
острову приплыли сыновья Миля. После поражения Туата в битве Аморген, поэт и
судья вновь прибывших, как говорят, поделил Ирландию на две части и половину
Ирландии, что была под землей, отдал Туата Де Дананн, а другую половину —
сыновьям Миля. Туата же «пошли внутрь холмов и волшебных мест (sidbrugaib),
так что все подземные чудеса (sida) были подвластны им. И для каждой области
Ирландии оставили они пять из их числа для увеличения битв, ссор и споров
между сыновьями Миля». В одном раннем тексте говорится, что Туата Де Дананн
дали сыновьям Миля жен; согласно другому, они уничтожили всю рожь и все молоко
у сыновей Миля, и так продолжалось до тех пор, пока те не заключили союз с
Дагдой. Так спасли они свою рожь и свое молоко. В этой же повести говорится о
том, как Дагда поделил волшебные холмы (side) между Лугом, Огмой и самим
собой — тремя вождями, которые предводительствовали Туата в сражении с
фоморами; Энгус же (Мак Ок — «молодой сын»), сын Дагды, узнав об этом,
изгнал своего отца из Бругана Бойне (Дома Бойне).
В другом, более позднем тексте королем Туата Де Дананн назван Бодб сын Дагды,
тогда как верховным их королем объявлен Мананнан Мак Лир. Он распределяет среди
вождей Туата все десять сидов, сам же поселяется за морем в Эмайн Аблах (Эмайн
Яблок). Этот же Мананнан установил Fath Fiada, «через которую не видны вожди
Туата», праздник Гоибниу, «ограждающий верховных королей от старости и
смерти», и поселил на острове «свиней Мананнана, которые могут быть убиты,
но продолжают при этом жить и могут вновь служить пищей для воинов». Согласно
этой новой версии, верховный король Туата — «бог моря», поселившийся за
морем подобно загадочному Тетре, королю Фир Болг, который также поселяется за
морем, когда Ирландией начинает править фомор Брес. Для обоих, Мананнана и
Тетры, скотом является рыба, и само имя Тетры, как и патроним Мананнана,
синонимично слову «море». Как бы то ни было, Туата Де Дананн оттесняются на
периферию освоенного пространства, на острова и в недра холмов, где ранее
было убежище фоморов. Роль их теперь также сходна с ролью фоморов в те
недавние времена, когда Ирландией правили сами Туата: они дают жен, затевают
споры и распри, а также обладают возможностью уничтожить или спасти для
властителей Ирландии то, что производит земля. С этого момента различие между
фоморами и Туата оказывается размытым. Противопоставление существует лишь до
тех пор, пока Туата остаются явными властителями Ирландии. До прихода в
Ирландию, когда Туата жили на северных островах, и теперь, когда они,
уступив сыновьям Миля, ушли в подземные сиды, Туата с фоморами не воюют.
Изначально и в итоге — в мире оккультного — между ними нет вражды; их
противостояние целиком принадлежит к явленному миру.
Интересно, что фоморов никогда не изображают как одно из племен, заселивших
Ирландию. Владельцы сидов, они вечно пребывают как бы в тени, и жизнь их
постоянно связана с морем и островами. Обрисованы они лишь смутно, вожди их
обычно имеют облик бесформенный или чудовищный, их одноглазость, однорукость
и одноногость — непарность как знак принадлежности Иному миру —
соответствуют их враждебности и агрессивности. Тем не менее, они вступают с
Туата в браки и в некоторых отношениях как будто бы олицетворяют женское начало.
Следует вспомнить при этом, что именно фоморские женщины выступали как
главные противники Партолона и что именно жены Туата настояли, чтобы королем
Ирландии стал фомор Брес. Более того, споры, распри, щедрое гостеприимство,
непременное закармливание, непристойности и насмешки, характеризующие манеру
общения Туата и фоморов в некоторых эпизодах, находят прямые параллели в
ритуалах приема гостя и проявления «псевдонеуважения» к нему в архаических
обществах, причем все это в первую очередь относилось к гостям из родовых
групп, поставлявших жен в данную группу.
Если взглянуть на описываемые нами события с точки зрения современного человека,
непременно бросится в глазата важнейшая роль, которую в мире, населенном
фоморами, Туата Де Дананн и иными сверхъестественными существами, играли
женские персонажи. С точки зрения средневекового человека в таких местах, как
волшебные холмы или острова бессмертия, главенствующая роль женщин не вызывала
|
|