|
жертвоприношений, как частных, так и общественных, и разъяснением обрядов." Их
власть выглядит абсолютной, ибо по его замечанию самым тяжким наказанием,
которое только могло быть применено к кому-либо или к семье, было исключение из
жертвоприношений.
Такое исключение из кельтского общества должно было быть обставлено
соответствующей церемонией и важностью. Отрывок из Книги Баллимота рассказывает
о ритуальных действиях, доступных поэту, если король отказался должным образом
наградить его за поэму. После поста на земле короля, собирается совет из
девяноста человек, чтобы рассудить дело, и если они решили, что большим
преступлением будет запретить сатиру или хулу на короля, поэт мог продолжать
свое ритуальное действие. Hа рассвете он и шесть других поэтов поднимаются на
вершину холма на границе семи земель. Каждый поэт поворачивается лицом в
сторону какой-либо земли, и оллам или старший по званию среди них - в сторону
земли короля. Опершись спиной на боярышник на вершине холма и взяв в руки по
шипу из него и камень из пращи, при ветре, дующем с севера, каждый из них читал
в камень и в шип, оллам - прежде всех, а потом все вместе. Каждый затем
закладывал свой камень и шип в дупло дерева. Если они были неправы, земля холма
поглотила бы их. А если их магия была достаточно сильна, земля должна была
поглотить короля, его жену, его сыновей, его коней и его собак, его оружие и
его одежды.
Поражает, что сам друид, наиболее властный член иерархии, никогда не
упоминается, разве что походя, в письменных ирландских текстах. Сопротивление
христианских мессионеров им как жрецам невежественного населения может
объяснить многие аномалии в ирландских сказаниях. Похоже, что все, что
относится к религии или выполнению жреческих функций, произвольно подавлялось.
Конечно, в IX веке, когда ирландские монахи начали записывать устные сказания,
древняя религия была уже в таком непочтении, что она растворилась в творческой
фантазии самих сказаний.
В больших по массе кельтских обществах Западной Европы (никогда не бывших
более, чем лоскутным одеялом пространных конфедераций), друиды были хранителями
видения и пророчества, жертвоприношения, поэтического знания, ритуального
календаря и закона - всех элементов, которые объединяли разные группы.
Ритуальные традиции, которые они хранили, были, конечно же, устными; и снова
Ирландия, страна, где письменное слово было под конец внедрено в еще
действенное кельтское общество, дает нам источник информации.
Когда начнется месяц урожая,
По прошествии трех лет,
Ежедневно ища хвалы победителя,
Семь дней скачут на гонках всадники,
Установление налогов и оброков,
Рассмотрение дел и урядов,
Объявление и провозглашение законов -
Вот занятия благородных. Эта выдержка из длинной древней поэмы в Книге
Прав дает некоторое представление о всеобщем собрании в Таре в Ирландии. Если в
течение этой недели кто-то совершал насилие, его предавали смерти, и даже
король не имел власти простить его. Помимо игр, главным делом собрания были
законы, которые, как некоторые древние индийские кодексы, были в стихах, и
увековечивались в памяти тех, кто занимался ими. Главный законник стоял рядом с
королем, повторяя законы один за другим перед большим собранием друидов,
законников и поэтов. Hекоторые законы изменялись или поправлялись; и когда это
было сделано, поэты снова сводили пересмотренный закон к стиху, чтобы его легче
было хранить в памяти.
Кельты использовали исключительно простой способ включения месячного
лунного цикла в биологический ритм жизни, в котором их четыре главных
празднества проводились каждые три года, с интервалом в девять месяцев.
Тридцатишестимесячный ритуальный цикл имел соответствующие хорошие и плохие
месяцы, естественно подразделявшиеся на старые и новые луны. Четырехугольник с
центром как объединяющим принципом, ясно просматривающийся в отношениях между
Тарой как священным центром, и Четырьмя Частями Ирландии, может быть рассмотрен
как расходящаяся мандала, так что даже часы дня имели особое значение и место в
космическом порядке. Календарь из Колиньи, многочастная бронзовая таблица,
показывающая цикл шестидесяти двух последовательных месяцев, отмеченных как
"мат", благоприятные, и "анм", неблагоприятные, очевидно, отражает много более
сложную систему. Однако, его поздняя датировка - I в. н.э. - и попытка
пересадки отражают процесс романизации, которая постепенно ассимилировала
кельтскую Галлию.
Ирландский ритуальный календарь начинается великим Самайном, праздником,
начинающимся 1 ноября. Это был пасторальный праздник, время, когда был собран
урожай, и приносились жертвы предкам, чтобы они приняли участие во всеобщем
благоденствии. Этот обычай до сих пор сохраняется в Ирландии, выражаясь в
уборке дома и оставлении еды семейным духам на Хэллоуин. Лугназад был главным
летним праздником, отмечавшимся 1 августа. Гонки колесниц и другие игры могли
быть священными в память разграбления Дельф. Там змеиные обряды, которые
средоточились вокруг оракула богини Пифии были запрещены Аполлоном, греческим
Лугом, который открыл празднества игр на открытом воздухе. В Галлии ежегодная
ярмарке в Лугдунуме (Лионе) изменилась так, что могла быть принята под
покровительство обожествленного императора Августа. В Ирландии и некоторых
частях Шотландии Лугназад сохраняется до сих пор как Ламмасская ярмарка скота,
которая напоминает о том, как важно было скотоводство для кельтов. Бельтан
праздновался 1 мая как великий праздник весенне-летнего плодородия,
|
|