|
предметов под защитой местного божества, вероятно, пропало во время осквернения
римлянами кельтских священных рощ. Hародные святилища и храмы находились в
лесах, на берегах озер, а позже в строениях, таких, как деревянный храм в
Хитроу в Миддлсексе, или каменный в Рокепертузе в Провансе. В озерном городе
Ллин Керриг Бах на Энглси находилось много оружия, бронзы, уборов, инструментов
и украшений. Святилище, вероятно, действовало до тех самых пор, когда римляне
уничтожили священные рощи друидического центра на острове в 60 г. н.э. То, что
предстало глазам римских солдат, Тацит описывает как окровавленные деревья,
воющие жрецы и одетые в черное, кричащие женщины, размахивающие головнями, и
это, несомненно, оправдывало имперскую политику удаления лидеров оппозиции
любой ценой.
Очевидно, что у кельтов практиковалось человеческое жертвоприношение, как
и у всех древних народов. Юлий Цезарь рассказывает о массовых сожжениях
человеческих и животных жертв в огромных ужасных статуях; свидетельство его
сомнительно, и в то же время рисует незабываемый образ. В Ирландии кровавые
ритуалы гигантского бога Крома Крауха, Владыки Кургана или Склоненного с
Кургана, со скорбью вспоминает анонимный монах в "Лейнстерской Книге" XI в.
... Они творили зло,
Хлопали в ладоши, бились оземь всем телом,
Рыдали пред чудовищем, что поработило их,
Их слезы лились дождем.
В ряд стояли двенадцать каменных идолов;
Идол Крома был золотым. Другой источник утверждает, что во время
легендарного правления Короля Тиернмаса (XVI в. до н.э.) "первенец любого рода
и первые отпрыски каждого клана приносились в жертву богу Крому" на Равнине
Восхищения, в Маг Слехте в графстве Каван. Страбон (II в. до н.э.) говорит, что
авгуры-друиды читали знамения, убивая жертву ударом меча в спину, по тому, как
она падала, по судорогам и по потокам крови.
Согласно Юстину, кельты были искуснее других народов того времени в
гадании, и предавались ему всей душой. Полет птиц вел галлов, вторгшихся в
Иллирию. В другом случае полет орла убедил галатского короля отказаться от
похода и избежать гибели. Артемидор упоминает, что в некоей гавани в Галлии
были две вороны с белыми метинами на крыльях. Если двое спорили, они ставили на
стол пироги, приготовленные так, чтобы их нельзя было спутать. Вороны
спускались, ели одни пироги и раскидывали другие. Спорящий, чьи пироги вороны
раскидывали, выигрывал дело.
"Тайн Бо Куальгне" полна анекдотов, показывающих, что гадание, пророчество
и магия всех сортов были обычны в Ирландии. История начинается самым
недвусмысленным указаний. Королева сидит на траве. Мимо проходит друид, и она
спрашивает у него, для чего хорош этот час. "Для того, чтобы королеве зачать
короля," - отвечает он. Девушка не увидела вокруг ни одного мужчины, и сошлась
с ним. Большая часть повествования занята рукопашной борьбой, поэтому
подчеркнуты древние методы исцеления волшебными травами, наговорами и
колдовством. Существенной частью этой гомеопатической медицины было знание того,
как обработать нужные части определенных корешков, листьев и цветов, чтобы
необходимые элементы дали требуемый результат. Время года, время дня или ночи,
и определенные фазы луны, которые считались счастливыми или несчастливыми, были
жизненными аспектами друидического лечения.
Учение о деревьях или Огам, стало частью тайного языка, на котором разные
качества, аспекты и применения деревьев можно повторять, как детские стишки:
"Сколько групп в Огаме? Ответь: три, а именно восемь старших деревьев, восемь
простых деревьев и восемь кустарников". Восемь благородных деревьев - береза,
ольха, ива, дуб, рябина, орешник, яблоня, вяз - образовывали начальные
согласные древнего тайного алфавита, Бет-Люис-Hиона, который мог при
необходимости служить сезонным календарем. Было множество разновидностей Огама
для разных частей тела; так прикладной язык ладони использовал вместо букв
фаланги пальцев. Такие дактилологические коды могли быть весьма полезными в
залах пиров и долгих ночных застолий, где следили за тем, какая кому
оказывается честь, и протокол сказанного слова был в высшей степени важен.
Кельты любят стиль, и их восхищение красноречием безгранично. Греческий
писатель Лукан, путешествовавший по Галлии во II в. до н.э., описывал чарующую
символическую сцену. Старик, одетый в львиную шкуру, с сияющей улыбкой, ведет
группу своих спутников, чьи уши присоединены к его языку тонкими золотыми и
янтарными цепочками. Они вдохновенно идут за ним, славят его и танцуют вокруг
него. Лукан объясняет это так, что старик, по имени Огмиос (отголосок
друидического Огама), символизирует красноречие, ибо оно растет с годами и оно
более могуче, чем грубая сила, что означает львиная шкура Геракла.
Друид был шаманом, жрецом, поэтом, философом, врачом, судьей и пророком.
Его инициация включает несколько промежуточных состояний. Так, курс обучения
ирландского барда включал в себя формы стиха, стихосложение и чтение сказаний,
изучение грамматики, Огама, философии и закона. Следующие семь лет посвящались
более специальному обучению и включали в себя тайный язык поэтов -так фили
становился олламом. Теперь он мог приобрести знание генеалогии и передачи
событий и законов в поэтической форме, чтобы стать доктором юриспруденции.
Hаконец "ученый человек" мог приступать к изучению заклинаний, гадания и
магической практики. "Поэтому каждый друид - бард, хотя не каждому барду хватит
духу стать друидом."
Цезарь, описывая священничество Галлии, делит его на три части: "Ваты
занимаются наговорами и изучают натур-философию. Барды воспевают славные дела
их богов в стихах. Друиды занимаются богослужением, должным исполнением
|
|