|
В лесу дремучем, на холме там хижина стоит;
Небесным звездам и ветрам сей дом всегда открыт;
Сюда и заяц забежит, и ветерок впорхнет,
Покинув свой небесный трон, с заоблачных высот.
Когда же солнце озарит багрянцем небосвод,
Я знаю: то святой орех земле дарует плод
Из звездных россыпей, упав у Коннлы над ручьем;
Бессмертная вода его хранит в краю глухом.
Когда же дремлет ночь в росе и мир смиренно глух,
Мысль, повергающая в дрожь мой беспокойный дух -
Пурпурный плод с благих небес, колеблющих эфир,
И с древа жизни, чьи плоды объемлют целый мир.
У Дагды было семеро детей, из которых наибольшей известностью
пользуются Бригита, Оэнгус, Мидхир, Огма и Бодб Дирг (Бодб Рыжий). Из числа
его детей более всех прославилась Бригита: ее знают даже те, кто и понятия
не имеет о кельтской мифологии. Первоначально она считалась богиней огня и
очага, а также покровительницей поэзии, которую древние гэлы считали
нематериальной, сверхъестественной формой огня. Однако раннехристианские
миссионеры сумели навязать языческой богине роль христианской святой, и она,
будучи канонизирована, получила широкую популярность под именем св. Бриджит
или Брайд (см. главу 16 "Упадок и падение богов").
Оэнгуса называли также Мак Ок, что означает "сын молодости" или,
возможно, "молодой бог". Он, пожалуй, наиболее очаровательное создание
кельтской мифологии, своего рода гэльский Эрот, вечно юный образ любви и
красоты. Как у его отца, у Оэнгуса была арфа, но только не из дуба, как у
самого Дагды, а из золота, издававшая настолько нежные и сладостные звуки,
что услышавший ее не мог удержаться, чтобы не последовать за молодым богом.
Его поцелуи стали птичками, незримо порхающими между парнями и девушками
Эрина, щебеча им на ухо сладкие слова любви. Оэнгус тесно связан с берегами
р. Бойн, где некогда высился его сказочный дворец и где до сих пор
рассказывают множество легенд о его подвигах и приключениях.
Мидхир, также герой целого ряда легенд, по всей вероятности, был богом
подземного царства, кем-то вроде гэльского Плутона. В этой ипостаси он был
связан с островом Фалга (это название, относящееся к острову Мэн,
сохранилось до наших дней), на котором у него были три волшебные коровы и
столь же волшебный котел. Кроме того, он был обладателем "Трех журавлей
отказа и уверток", которых мы вправе считать олицетворением "ловких уловок".
Эти журавли всегда стояли на страже у дверей его дома, и, когда к ним
приближался человек, ищущий прибежища, первый журавль кричал: "Не подходи!
Не подходи!", второй добавлял: "Уходи прочь! Уходи прочь!", а третий
подхватывал: "Проходи мимо! Проходи мимо!". Однако верных птиц похитил у
Мидхира Этхирн, алчный и завистливый поэт, коему они, несомненно, подобали
куда больше, чем их первому хозяину, который никогда не был богом-плутом или
обманщиком. Напротив, Мидхир всегда предстает в образе жертвы плутов,
безжалостно обманывающих его. Бог Оэнгус отнял у него жену, Этэйн (см. главу
11 "Боги в изгнании"), а его коровы, котел и прелестная дочь Блатнад стали
добычей дерзких героев и полубогов из свиты короля Конхобара в золотой век
Ольстера.
Огма, называемый также Кермэйт, что значит "медоустый", был богом
литературы и ораторского искусства. Он женился на другой Этэйн, дочери Диан
Кехт, бога врачевания, и имел от нее семерых детей, сыгравших более или
менее заметные роли в мифологии гэльских кельтов. Одного из них звали
Туиреанн; трое его сыновей убили отца бога солнца, и им было приказано
уплатить самый огромный за всю историю выкуп, по сравнению с которым все
сокровища мира - ничто (см. главу 8 "Гэльские аргонавты")- Другой сын,
Кэйрбр, стал профессиональным бардом Туатха Де Данаан, а трое других
некоторое время правили кланом богов. Будучи покровителем литературы, Огма,
естественно, считался и создателем знаменитого кельтского алфавита огам.
Огам - древнейшая форма письменности, возникшая в Ирландии и
распространившаяся по всей территории Великобритании. Надписи, сделанные
огамским алфавитом, обнаружены в Шотландии, на острове Мэн, в Южном Уэльсе,
Девоншире и в Силчестере, Гемпшире, древнеримском городе Каллева Аттребатум.
Это письмо предназначалось для надписей на вертикальных каменных столбах и
стенах. Знаки, обозначающие буквы, представляли собой точки или наклонные
зарубки. Основные буквы алфавита огам таковы:
Позднее, в рукописных текстах, эти знаки поменялись местами и стали
располагаться на горизонтальной линии, над и под ней, а гласные стали
обозначаться короткими черточками вместо зарубок, например:
Выразительный образец надписи на алфавите огам - текст на колонне с
небольшого мыса возле Данмор Хед в западном Керри. Эта надпись, читаемая по
горизонтали, гласит:
то есть "Эрк, сын сынов, или Эрка (потомок) Модовинии".
|
|