|
призраки долин, и всяческие колдуны и оборотни, и отвратительные демоны
земли и воздуха, и дьявольские привидения; все они взывали к воинам,
призывая их собрать все свое мужество и сразиться с ними. Когда же битва
окончилась, они принялись бродить среди павших воинов; отрубая головы
убитых, они называли их "урожаем Махи". Эти мрачные создания воинственной
фантазии обладали удивительной живучестью. В то время как Нуаду, верховный
бог войны, довольно рано исчез из гэльского пантеона, пав от рук фоморов в
грандиозной битве между богами и фоморами, Бадб и Морриган, вместе с прочими
кельтскими божествами, благополучно дожили до конца Средних веков. Точнее
говоря, они уцелели и до наших дней в мире суеверий и сверхъестественных
созданий, знакомых всем кельтоязычным народам, где действует их аватара[1] -
серый ворон.
[1] Аватара (миф. инд.) - реальное воплощение божества в материальном
мире.
Величайшим после Нуаду богом был Дагда, имя которого, по мнению
некоторых исследователей, означает "Добрый бог", или "Пламя бога". В
старинном ирландском трактате "Выбор имен" рассказывается о том, что Дагда
был богом земли; у него был котел под названием "Неиссякающий", в котором
каждый находил себе пищу в соответствии со своими заслугами, и поэтому никто
никогда не оставался им недоволен. Была у Дагды и живая арфа, Уаитни. Когда
бог играл на ней, времена года шли установленным чередом: весна следовала за
зимой, лето сменяло весну и уступало место осени, которая, в свою очередь,
сменялась зимой. Дагда, считавшийся большим любителем и неутомимым
поедателем овсяной каши, служил отражением примитивного сознания архаичных
народов, питавшихся в основном зерном. В древнем предании о второй битве при
Маг Туиред, сохранившемся в составе Харлейского манускрипта, дано описание
одеяния бога. На нем была коричневая рубаха с широким вырезом на вороте,
едва прикрывавшая его бедра, а поверх нее - широкая накидка, ниспадавшая с
плеч. На ногах у него были башмаки из конской шкуры волосом наружу. Он
повсюду таскал или, лучше сказать, возил за собой на колесе восьмизубую
боевую палицу, настолько большую и тяжелую, что поднять ее могли только
восемь сильных мужчин, а само колесо, когда бог взваливал на него палицу,
оставляло глубокую борозду, напоминавшую границы между владениями.
Седоголовый старик, неутомимый поедатель овсяной каши, он именно ей был
обязан своей славой непобедимого воина. В битве между богами и фоморами
Дагда совершил славные подвиги; так, однажды он захватил в плен однорукое,
стоногое и четырехголовое чудовище по имени Мата, приволок его к "камню
Бенна", что неподалеку от Бойн, и там убил его.
Матерью сына Дагды, Оэнгуса, была Боанн (Бойн). Бойн ассоциируется с
легендой о реке Бойн, которой, по свидетельству Лейстерской книги, она не
только дала имя, но и создала ее. Прежде на ее месте был ручей, так
называемый ручей Троицы, скрывавшийся в тени девяти волшебных кустов
орешника. На этих кустах росли орехи темно-малинового цвета, обладавшие
волшебным свойством: тому, кто сумеет сорвать их и тотчас съесть,
открывались таинственные познания о сущности мироздания. Эта легенда, по
всей видимости, представляет собой гэльский вариант древнееврейского мифа о
древе познания добра и зла. Привилегией знать эти тайны пользовался лишь
один вид существ - божественные лососи, обитавшие в ручье и тотчас
проглатывавшие орехи, как только те падали с ветвей орешника в воду, и
поэтому знали все и обо всем. Отсюда пошло выражение "вещие лососи". Всем
прочим, в том числе и верховным богам, было строжайше запрещено приближаться
к этому месту. И лишь Бойн, движимая непреодолимым любопытством, присущим
всем женщинам, осмелилась нарушить этот запрет богов. Но едва она
приблизилась к ручью, его воды поднялись, двинулись на дерзкую и всей своей
мощью обрушились на нее. Бойн удалось спастись, но воды больше не вернулись
в прежнее русло. Они стали рекой Бойн, а что касается знаменитых обитателей
ручья, вещих лососей, то они с тех пор вечно кружат и кружат в речной
глубине, напрасно пытаясь найти на дне волшебные орехи. Одного из этих
волшебных лососей однажды поймал и съел знаменитый Финн Мак Кумхэйл, чем и
объясняется обретенный им дар всеведения (см. главу 15, "Финн и фианы").
Такие объяснения причин возникновения рек - излюбленный прием ирландских
легенд, отражающий присущее кельтам почтительное отношение к поэзии и
знанию, в сочетании с предостережением, что к такому месту нельзя
приближаться без страха. В преданиях, в частности, в тексте Лейнстерской
книги, рассказывается о ручье Шеннон, который, как и Бойн, рассвирепев,
вышел из берегов и бросился вдогонку за дерзкой нимфой по имени Сионан,
дочерью Лодана, сына бога моря Лира. Сионан направилась к другому ручью,
который носил название "ручей Коннлы" и протекал глубоко в морской пучине,
то есть, другими словами, в стране Молодости. "Это тот самый ручей, - гласит
предание, - у которого растет орешник, дающий мудрость и вдохновение, а
также орешник поэтического искусства; на этих кустах в один и тот же час
появляются листья, цветы и орехи, дождем падающие в воду, отчего в ручье
поднимается волна цвета королевского пурпура". В рассказе, описывающем
приближение Сионан к ручью, ничего не говорится о тех обрядах или ритуалах,
которые она по незнанию не совершила, но сердитые волны набросились на нее,
накрыли с головой и выбросили на берег Шеннона, где она и умерла, оставив
реке свое имя. Этот миф об орешнике вдохновения и познания, а также образы
бурных волн проходят через все ирландские легенды. Это с проникновенной
чуткостью выразил ирландский поэт А.Е. Расселл в следующих строках:
|
|