|
равнина, крепость, укрепление, эль, факел, женщина или мужчина, принято
сравнивать с ним и говорить: красив, как Брес.
Балор, Брес и Элатхан - три главных фоморских персонажа, лучше всего
знакомые нам, несмотря на окутывающую их дымку седой древности; однако они
не являются ни единственными, ни самыми ранними из фоморов. О других нам не
известно практически ничего, кроме нескольких имен этих предков гэльских
гигантов. То же можно сказать и о гэльских богах. Те из них, чьи имена мы
знаем, тоже, разумеется, не были сиротами, но имена их отцов - не более чем
бледные тени, едва способные спасти из пропасти забвения персонажей, которые
их носят. Наиболее архаическое божество из всех известных нам - это сама
Дану, богиня, давшая имя целому клану небожителей, - Туатха Де Данаан.
Другие варианты ее имени - Ану или Ана[1]; они увековечены в названии двух
широко известных горных вершин в окрестностях Килларни, которые, впрочем, в
наши дни именуются просто "Сосцы", а в древности их название звучало как
"Сосцы Аны". Ану (Дану) почиталась как матерь всего живого; "она привыкла
заботиться обо всех богах", - пишет анонимный автор комментариев (IX в.) к
Словарю ирландских богов, создание которого приписывают Кормаку,
королю-епископу Хасела. Муж богини нигде не назван по имени, однако по
аналогии с мифологией бриттов можно предположить, что им был Байл,
фигурирующий в гэльских преданиях в качестве бога Аида, то есть подземного
царства, нечто вроде кельтского Плутона, от которого появились на свет
первые люди. Сама Дану, по всей видимости, представляет олицетворение земли
и ее плодородных сил, и в этом качестве ее можно сравнить с греческой
богиней Деметрой. Все остальные боги, по крайней мере по титулу, считались
ее детьми. Величайшим из них почитался Нуада по прозвищу Аргетламх, что
означает "Муж с серебряной рукой". Он выполнял роль гэльского Зевса, или
Юпитера, а также бога войны, поскольку у всех примитивных народов, для
которых победа в войне почиталась главным проявлением милости небес, бог
войны неизменно занимал главенствующее положение в их пантеоне. Аналогичным
образом галльский бог Камул, имя которого означает "небеса", всегда
отождествлялся римлянами с Марсом. Можно вспомнить и другие примеры. Этот
бог обладал непобедимым мечом, одним из четырех главных сокровищ клана
Туатха Де Данаан, двойным повелителем которого он считался. Нет никаких
сомнений, что Аргетламх был одним из главных богов; как у гэлов, так и у
бриттов, поскольку его имя постоянно встречается в топонимах на всей
территории Британских островов, которые, по-видимому, были завоеваны
кельтами при его активной поддержке.
[1] "В Мунстере особенно почиталась богиня богатства и процветания по
имени Ана; от этого имени происходит название Два Сосца Аны в Луахайр
Дегад". Из книги "Койр Анманн" ("Выбор имен"), старинного трактата XVI в.
Мы можем представить его этаким кровожадным Марсом, упоенным битвой и
жестокостью; его культ, как и культы его галльских "коллег", Тевтата и
Хесуса, о которых повествует в своей поэме "Фарсалия" римский поэт Лукан,
сопровождались человеческими жертвоприношениями, которыми грозный бог щедро
делился со своими спутницами. Те, насколько мы можем судить, нисколько не
уступали в кровожадности ему самому или галльскому Таранису, чей культ был
"ничуть не милосерднее, чем культ скифской Дианы" и который замыкает
лукановскую триаду, являя собой вполне подходящего компаньона "не знающему
жалости Тевтату" и "ужасному Хесусу". К числу столь же воинственных богинь
относились пять божеств: Фи, "злобная", Нимэйн, "ядовитая", Бадб,
"неистовая", Маха, персонификация битвы. Самой главной из них почиталась
Морриган, или Морригу, то есть "великая королева". Эта верховная гэльская
богиня войны, напоминающая свирепую Геру, по всей вероятности,
символизировала луну, которая, согласно представлениям древних народов,
возникла раньше солнца. Культ луны сопровождался магическими обрядами и
кровожадными ритуалами. Ее изображали облаченной в воинские доспехи и
держащей в руке два копья. Ее боевой клич, подобно кличу Ареса и Посейдона в
"Илиаде", был громким и грозным, словно крик десяти тысяч воинов. Великая
королева всегда - на войне, среди богов или простых смертных, появлялась
либо в своем подлинном облике, либо в своих излюбленных личинах - в образе
черной вороны или серого ворона. В одной из старинных поэм рассказывается,
как она возбуждает боевой дух воина:
Над головой его вопила,
Подскакивала и металась ведьма,
Паря над копьями и над щитами;
О, то была седая Морригу[1].
[1] Эта поэма посвящена битве при Маг Рат.
Помимо нее, среди воинов появлялись и прочие воительницы, Фи, Нимэйн,
Бадб и Маха, и, охваченные исступлением битвы, вдохновляли их на новые
подвиги. Иногда все эти фурии скрывались под общим именем Бадб. Рассказ о
битве при Клонтарфе, в которой Брайан Бору выступил в 1014 году против
норвежцев, приводит жестокую картину событий, происходящих, по верованиям
гэлов, в мире духов, когда шум битвы начинал утихать и кровь воинов лилась
рекой. "И тут появилась дикая, неистовая, кровожадная, злобная, мстительная,
неумолимая, мрачная, воинственная, жестокая Бадб, с дикими воплями
носившаяся у них над головами. За ней явились сатиры, и духи, и эльфы, и
|
|