|
образом, производятся и обуславливаются телесными переживаниями и
воспринимаются умом. Поэтому ум (манас) полагается чувственной способностью или
органом (индрия), подобно глазу или уху.
Третья — это совокупность Восприятий (Санняккхандха). Подобно ощущениям,
восприятия также бывают шести видов, по отношению к шести внутренним
способностям и шести соответствующим внешним объектам. Подобно ощущениям, они
порождаются через соприкосновение наших шести способностей с внешним миром.
Именно восприятия распознают объекты, будь то телесные или умственные.
Четвертая Д это Совокупность Умственных Образований*4 (Самкхараккхандха).
Сюда включена всякая намеренная деятельность, как хорошая, так и плохая. Сюда
подпадает то, что обычно известно как карма (камма). Здесь следует вспомнить
данное Буддой определение кармы: «О бхиккху, это намерение (четана), я называю
кармой. Создав намерение, действуют телом, речью и умом»*5. Намерение — это
«умственное созидание, деятельность ума. Его действие — это направлять ум в
хороших, плохих и нейтральных делах». Также, как ощущения и восприятия,
намерение бывает шести видов, связанных с шестью внутренними способностями и
шестью соответствующими объектами (как телесными, так и умственными) внешнего
мира. Ощущения и восприятия не являются намеренными действиями — такие как
внимание (манасикара), воля (чханда), решимость (адхимоккха), доверие (саддха),
сосредоточение (самадхи), мудрость (пання), усилие (вирия), страсть (рага),
отвращение или ненависть (патигха), неведение (авидджа), самомнение (мана),
представление о своем «я» (саккая-диттхи) и т.д. Д могут производить
кармические воздействия. Существуют 52 такие деятельности ума, которые
составляют Совокупность Умственных Образований.
Пятая — это Совокупность Сознания (Виннянаккхандха)*6. Сознание — это
последствие или отклик, основанием которого служит одна из шести способностей
(глаз, ухо, нос, язык, тело и ум), а объектом служит одно из шести
соответствующих внешних явлений (видимый образ, звук, запах, вкус, осязаемые
вещи и объекты ума, т.е. мысль или представление). К примеру, зрительное
сознание (чаккху-винняна) имеет глаз в качестве своего основания и видимый
образ в качестве своего объекта. Умственное сознание (мановинняна) имеет ум
(манас) в качестве своего основания и умственный объект, т.е. мысль или идею
(дхамма) в качестве своего объекта. Таким образом, сознание связано с другими
способностями. Итак, подобно ощущению, восприятию и намерению, сознание также
бывает шести видов, соотносясь с шестью внутренними способностями и шестью
соответствующими внешними объектами.
Следует ясно понимать, что сознание не распознает объект. Это лишь своего
рода осознавание — осознавание присутствия объекта. Когда глаз вступает в
соприкосновение с цветом, к примеру, голубым, возникает зрительное сознание,
являющееся просто осознанием присутствия цвета; но оно не распознает, что это
голубой цвет. На этой ступени нет распознавания. Это восприятие (третья
Совокупность, обсуждавшаяся выше) распознает, что это голубой цвет. Термин
«зрительное сознание» Д это философское выражение, обозначающее то же
представление, что и обычное слово «видение». Видение не значит распознавание.
Таковы же и другие виды сознания.
Здесь надо повторить, что согласно буддийской философии, нет никакого
постоянного и неизменного духа, который может быть рассмотрен как «Самость»,
«Душа» или «Я», в противоположность материи. В этом месте надо сделать особое
ударение, поскольку неверное мнение, что сознание это некоторого рода Самость
или Душа, что длится через жизнь как непрерывная сущность, сохраняется с
древнейших времен до настоящего дня.
Один из учеников самого Будды, по имени Сати, полагал, что Наставник учил:
«Это то же самое сознание, что переселяется и странствует повсюду». Будда
спросил его, что он имеет в виду, говоря «сознание». Ответ Сати был
классическим: «Это то, что выражает себя, что чувствует, что переживает
последствия хороших и плохих дел здесь и там».
«Кому же это ты, глупец, — возразил Наставник, — ты слышал, чтобы я излагал
учение подобным образом? Разве не объяснял я разными способами сознание, как
возникающее из условий». Затем Будда продолжил подробно объяснять сознание:
«Сознание именуется согласно условиям, посредством которых возникает: за счет
глаза и видимых образов возникает сознание, и зовется оно зрительное сознание;
за счет уха и звуков возникает сознание, и зовется оно слуховое сознание; за
счет носа и запахов возникает сознание, и зовется оно обонятельное сознание; за
счет языка и вкусов возникает сознание, и зовется оно вкусовое сознание; за
счет тела и осязаемых предметов возникает сознание, и зовется оно осязательное
сознание; за счет ума и объектов ума (мысли и представления) возникает сознание,
и зовется оно умственное сознание».
Затем Будда объяснил это далее на примере: «Огонь именуется в соответствии в
веществом, за счет которого он горит. Огонь может гореть за счет дерева, и он
зовется древесный огонь, он может гореть за счет соломы, и тогда он зовется
«соломенный огонь». Так и сознание именуется соответственно условиям,
посредством которых оно возникает».
Останавливаясь на этом месте, Буддхагхоса, великий комментатор, объясняет: «.
..огонь, горящий за счет дерева, горит лишь когда есть поддержка, но умирает в
том самом месте, когда ее (поддержки) более нет, поскольку условия изменились,
но (огонь) не переходит на щепки и т.п., и не становится «огнем-из-щепок» и так
далее; так же и сознание, возникающее за счет глаза и видимых образов,
возникает во вратах органа чувств (т.е. в глазу), лишь при условии глаза,
видимых образов, света и внимания, но прекращается там и тогда, когда их
(условий) более нет, поскольку условия изменились, но (сознание) не переходит
|
|