Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: Валпола Рахула - Чему учил Будда
<<-[Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-
 
к этому плоту? «Нет, господин». И как правильно надо бы поступить по отношению 
к плоту? Перебравшись и достигнув другой стороны, этот человек, допустим, 
подумает: «Этот плот мне очень помог. С его помощью я безопасно перебрался на 
эту сторону, помогая себе руками и ногами. Хорошо бы мне вынести этот плот на 
берег или причалить его, оставив на плаву, а затем пойти своим путем, куда бы 
он ни вел». Действуя так, поступит он правильно по отношению к этому плоту.
   Точно также, о бхиккху, я изложил учение, подобное плоту — оно для 
преодоления, а не чтобы тащить его (букв. держаться за). Вам, о бхиккху, кто 
понимает, что учение подобно плоту, следует отказываться даже от доброго 
(дхамма); сколь же более следует вам отказываться от злого (адхамма)*12.
   Из этой притчи вполне ясно, что учение Будды предназначено чтобы нести 
человека к безопасности, миру, счастью, покою, достижению Нирваны. Все учение, 
изложенное Буддой, ведет к этому итогу. Он не говорил, чтобы просто 
удовлетворить любопытствующий ум. Он был практичным учителем и учил только тому,
 что приносит человеку мир и счастье.
   Будда однажды останавливался в лесу Симсана в Косамби (возле Аллахабада). Он 
взял в руку несколько листьев и спросил своих учеников: «Как вы думаете, о 
монахи? Чего больше? Этих нескольких листьев в моей руке или листьев во всем 
этом лесу?» «Господин, очень мало листьев в руке Благословенного, но воистину 
гораздо более многочисленны листья во всем лесу Симсана».
   «Равно, о бхиккху, из того, что узнал я, вам сказал лишь немного, того, чего 
я не сказал вам, значительно больше. Но почему же я не сказал вам (это)? Потому 
что нет в этом пользы... не приводит это Нирване. Потому и не сказал я вам это».

   Для нас нет смысла, как попусту пытаются делать некоторые ученые, рассуждать 
о том, что Будда знал, но не сказал нам.
   Будда не был заинтересован в обсуждении ненужных чисто умозрительных 
метафизических вопросов, которые создают надуманные проблемы. Он считал их 
«пустошью мнений». Видимо, среди его учеников были и те, кто не соглашался с 
таким его отношением. Так, у нас есть пример одного из них по имени 
Малункьяпутта, который поставил перед Буддой десять знаменитых классических 
вопросов на метафизические темы и потребовал ответов.
   Однажды Малункьяпутта поднялся из дневного созерцания, пошел к Будде, 
приветствовал его, сел сбоку и сказал: «Господин, когда я созерцал в 
одиночестве, возникла у меня такая мысль: «Необъяснены эти вопросы, оставлены в 
стороне и отклонены Благословенным. А именно, (1) вечна ли вселенная или (2) 
она не вечна, (3) конечна ли вселенная или (4) она бесконечна, (5) то ли же 
душа, что и тело, или (6) душа это одно, а тело Д другое, (7) существует ли 
Татхагата после смерти, или (8) он не существует, или (9) он существует и (в то 
же время) не существует, или (10) он не существует и (в то же время) он не не 
существует. Не объяснил мне Благословенный эти вопросы. Не радует меня это 
(отношение). Не нравится мне это. Пойду я к Благословенному и спрошу его об 
этом. Если Благословенный объяснит это мне, тогда я продолжу вести святую жизнь,
 как он учит. Если не объяснит он мне это, я покину Общину и уйду прочь. Если 
Благословенный знает, что вселенная вечна, пусть он мне так и объяснит. Если 
Благословенный знает, что вселенная не вечна, пусть он так и скажет. Если же 
благословенный не знает, вечна ли вселенная или нет и т.д., тогда тот, кто не 
знает, должен сказать откровенно: «Я не знаю, я не вижу».
   Ответ Будды Малункьяпутте принес бы пользу тем многим миллионам в 
сегодняшнем мире, кто тратит драгоценное время на подобные метафизические 
вопросы и напрасно тревожит покой своего ума: «Разве когда-либо говорил я тебе, 
Малункьяпутта: «Приходи, Малункьяпутта, веди святую жизнь, как я учу, я объясню 
тебе эти вопросы?» «Нет, господин».
   «И разве ты, Малукьяпутта, говорил мне: «Господин, я буду вести святую жизнь,
 как учит Благословенный, и Благословенный объяснит мне эти вопросы?» «Даже 
сейчас, Малункьяпутта, я не говорю тебе: «Приходи и веди святую жизнь, как я 
учу, я объясню тебе эти вопросы». И ты мне также не говоришь: «Господин, я буду 
вести святую жизнь, как учил Благословенный, и он объяснит мне эти вопросы». 
При таком положении дел, глупец, кто от кого отказывается?»*13 «Малункьяпутта, 
если кто говорит: «Я не буду вести святую жизнь, как учит Благословенный, пока 
он не объяснит мне эти вопросы», он может умереть с этими необъясненными 
Татхагатой вопросами. Допустим, Малункьяпутта, человек ранен отравленной 
стрелой, и его друзья и родственники приносят его к лекарю. Допустим, человек 
скажет тогда: «Я не позволю вынуть эту стрелу, пока не узнаю, кто в меня 
выстрелил; кшатрий ли он (из касты воинов), или брахман (из касты священников), 
или вайшья (из касты торговцев и земледельцев), или шудра (из низкой касты); 
каково его имя и из какой он семьи; высокий ли он, низкий, или среднего роста; 
цвет лица у него черный, коричневый или золотой; из какой деревни, селения или 
города он родом. Я не позволю вынуть эту стрелу, пока не узнаю, из какого вида 
лука выстрелили в меня; какая тетива была на нем; какого вида стрела; из чьих 
перьев оперение на ней и из чего сделан наконечник этой стрелы». Малункьяпутта, 
этот человек умрет, ничего из этого не узнав. Равно, Малункьяпутта, если кто 
говорит: «Я не буду вести святую жизнь, как учит Благословенный, пока не 
ответит он на такие вопросы, как вечна ли вселенная или нет, и т.д.», он умрет 
с этими необъясненными Татхагатой вопросами».
   Затем Будда объясняет Малункьяпутте, что святая жизнь не зависит от этих 
вопросов. Какое мнение не имеешь на этот счет, есть рождение, старость, 
разложение, смерть, печаль, плач, боль, скорбь, беда, «прекращение которых я 
возвещаю в этой самой жизни».
   «Потому, Малункьяпутта, храни в уме то, что «я объяснил, как объясненное, и 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-