|
интеллектуальным ценностям; (2) Сила: он должен воздерживаться от уничтожения и
причинения вреда живому, от воровства и мошенничества, от супружеской
неверности, от лжи и от опьяняющих напитков; (3) Чага: он должен практиковать
щедрость и благотворительность без привязанности и алчности к своему богатству;
(4) Пання: он должен развивать мудрость, ведущую к полному уничтожению
страдания, к осуществлению Нирваны.
Иногда Будда даже вдавался в подробности того, как сберегать и тратить
деньги, как, например, когда он говорил молодому человеку по имени Сигала, что
тот должен тратить четверть своего дохода на повседневные издержки, половину
вкладывать в дело и откладывать четверть на всякий случай.
Однажды Будда сказал Анатхапиндике, великому ростовщику, одному из своих
наиболее преданных учеников-мирян, который основал для него в Саваттхи
прославленный монастырь Джетавана, что для ведущего обычную семейную жизнь
мирянина есть четыре вида счастья. Первое счастье — радоваться экономической
независимости и достатку, добытым честными и праведными средствами
(аттхи-сукха); второе — щедро тратить свое состояние на себя, свою семью, своих
друзей и родичей, и на добрые дела (бхога-сукха); третье — свобода от долгов
(анана-сукха); четвертое — счастье жить чистой, непорочной жизнью, не допуская
зло в мыслях, словах или делах (анавадджа-сукха). Здесь следует отметить, что
три из них Д экономические, и что в конце концов Будда напомнил ростовщику, что
экономическое и вещественное счастье «не стоит одной шестнадцатой» счастья,
возникающего из доброй и непорочной жизни.
Из этих нескольких приведенных выше примеров можно видеть, что Будда считал
экономическое благосостояние необходимым для человеческого счастья, но он не
признавал настоящим и истинным успех, который только материален и лишен
нравственной и духовной основы. Поощряя материальный успех, буддизм всегда
делает сильное ударение на развитии нравственных и духовных качеств для счастья,
мира и довольствия в обществе.
Будда был так же ясен в вопросах политики, войны и мира. Слишком хорошо
известно, чтобы здесь повторять, что буддизм отстаивает и проповедует ненасилие
и мир как свое вселенское послание и не одобряет никакого рода насилие или
уничтожение жизни. Согласно буддизму, нет ничего, что можно было бы назвать
«справедливой войной» — что это только ложное название, отчеканенное и пущенное
в обращение, чтобы оправдать и извинить ненависть, жестокость, насилие и резню.
Кто решает, что справедливо, а что нет? Сильные и победившие «справедливы», а
слабые и побежденные «несправедливы». Наша война всегда «справедлива», а ваша
всегда «несправедлива». Буддизм не принимает такое положение.
Будда не только учил ненасилию и миру, но он даже шел на самое поле битвы и
лично вмешивался и предотвращал войну, как в случае спора между Сакьями и
Колиями, приготовившимися сражаться по поводу вод реки Рохини. И его слова
однажды воспрепятствовали царю Аджатасатте напасть на царство Вадджей. В дни
Будды, как и сегодня, были властители, несправедливо правившие своими странами.
Люди притеснялись и использовались, подвергались мучениям и преследованиям;
налагались нещадные подати и применялись суровые наказания. Будда был глубоко
тронут этой бесчеловечностью. В Дхаммападаттха записано, что поэтому он
направил свое внимание на вопрос доброго правления. Его взгляды воспринимались
как противные общественной, экономической и политической обстановке того
времени. Он показал, как целая страна может стать развращенной, выродившейся и
несчастной, когда главы ее правительства, то есть царь, министры и исполняющие
служащие становятся развращенными и несправедливыми. Чтобы страна была
счастлива, она должна иметь справедливое правительство. Как можно осуществить
подобное справедливое правление, объяснено Буддой в его учении о «Десяти
Обязанностях Царя» (даса-раджа-дхамма), как дается в разделе Джатака.
Конечно, старое слово «Царь» (Раджа) сегодня следует заменить словом
«Правительство». Поэтому «Десять Обязанностей Царя» сегодня применимы ко всем
тем, кто составляет правительство, таким как глава государства, министры,
политические лидеры, законодатели и административные служащие, и т.д.
Первая из «Десяти Обязанностей Царя» — это великодушие, щедрость, милосердие
(дана). Правитель не должен быть алчным и привязанным к богатству и имуществу,
но должен отдавать его на благосостояние людей.
Второе: высокие нравственные качества (сила). Он никогда не должен
уничтожать жизнь, обманывать, обкрадывать и использовать других, нарушать
супружескую верность, провозглашать ложь и принимать опьяняющие напитки. То
есть, он должен, по меньшей мере, соблюдать Пять Заповедей мирянина.
Третье: жертвуя всем на благо людей (париччага), он должен быть готов
отказаться от всякого личного удобства, имени и славы, и даже своей жизни ради
интересов людей.
Четвертое: честность и прямота (адджава). Он должен быть свободен от страха
или благоволения при исполнении своих обязанностей, должен быть искренним в
своих намерениях и не должен обманывать общественность.
Пятое: доброта и мягкость (маддава). Он должен обладать сердечным нравом.
Шестое: строгость привычек (тапа). Он должен вести простую жизнь и не должен
предаваться жизни в роскоши. Он должен ограничивать себя.
Седьмое: свобода от ненависти, злобы, враждебности (аккодха). Он ни на кого
не должен иметь зуб.
Восьмое: ненасилие (авихимса), которое означает, что он не только не должен
причинять кому-либо вред, но что он также должен пытаться поддерживать мир,
избегая и предотвращая войну и все влекущее за собой насилие и уничтожение
жизни.
Девятое: терпение, понимание, терпимость (кханти). Он должен уметь
|
|