|
ответственности или иных мирских уз, в состоянии посвятить всю свою жизнь «на
благо многих, на счастье многих», согласно совету Будды. Поэтому на протяжении
веков буддийские монастыри становились не только очагами духовности, но и
очагами образования и культуры.
Сигала-сутта (Дигха-никая, ь31) показывает, с каким великим почитанием Будда
относился к жизни мирянина, к его семейным и общественным отношениям.
Молодой человек по имени Сигала совершал поклонение в шести главных мировых
направлениях Д восток, юг, запад, север, зенит и надир, Д выполняя и соблюдая
последний совет, данный ему умирающим отцом. Будда сказал юноше, что в
«благородном воспитании» (ариясса винае) из его учения шесть направлений иные.
Согласно его «благородному воспитанию», шестью направлениями были: восток —
родители; юг — учителя; запад — жена и дети: север — друзья, родственники и
соседи; надир — слуги, работники и наемные люди; зенит — религиозные люди.
«Следует поклоняться в этих шести направлениях», — говорил Будда. Здесь
слово поклоняться (намассейя) очень важно, так как человек поклоняется чему-то
священному, чему-то достойному почитания и уважения. В буддизме с этими шестью
вышеупомянутыми семейными и общественными группами обходятся, как со священными,
достойными почитания и поклонения. Но как же им нужно «поклоняться»? Будда
говорит, что «поклоняться» им можно, только выполняя свои обязанности по
отношению к ним. Эти обязанности и объясняются в его разговоре с Сигалой.
Первое: родители священны для своих детей. Будда говорит: «Родители зовутся
Брахма» (Брахмати матапитаро). В индийской мысли термин Брахма обозначает самое
высокое и священное понятие, и в него Будда включает родителей. Так, в добрых
буддийских семьях в наше время дети ежедневно, утром и вечером буквально
«поклоняются» своим родителям. По отношению к своим родителям они должны
исполнять определенные обязанности согласно «благородному воспитанию»: они
должны заботиться о своих родителях в их старости; должны делать все, что нужно
для их блага; должны поддерживать честь семьи и продолжать семейные обычаи;
должны сохранять нажитое родителями благосостояние; исполнять похоронные обряды
после их смерти. Родители, в свой черед, несут определенную ответственность
перед своими детьми: они должны удерживать своих детей от плохих путей; должны
привлекать их к доброй и полезной деятельности; должны давать им хорошее
образование; должны находить им супругов из хороших семей; и должны надлежащим
образом оставить им имущество.
Второе: отношения между учителем и учеником: ученик должен почитать и
слушаться своего учителя; должен, если что, ухаживать за ним; должен прилежно
учиться. И учитель, в свой черед, должен как следует воспитывать и образовывать
своего ученика; должен хорошо его учить; должен знакомить его со своими
друзьями; и должен стараться обеспечить ему поручительство или найм по
завершении обучения.
Третье: отношения между мужем и женой: любовь между мужем и женой считается
почти религиозной или священной. Это называется садара-Брахмачария — «священная
семейная жизнь». Здесь также следует отметить значимость термина Брахма: этим
отношениям оказывается величайшее уважение. Жены и мужья должны быть верными,
почтительными и преданными друг другу, и у них есть определенные обязанности
друг перед другом: муж всегда должен почитать свою жену, чтобы она никогда не
испытывала недостатка уважения к себе; он должен любить ее и быть ей верен;
должен обеспечивать ей положение и удобство; и должен угождать ей, даря одежду
и украшения. (То, что Будда не забыл упомянуть даже такую вещь, как подарки,
которые муж должен делать своей жене, показывает, с каким пониманием и
сочувствием он по-человечески относился к обычным людским радостям). Жена, в
свой черед, должна присматривать и заботиться о домашних делах; должна
принимать гостей, посетителей, друзей, родственников и наемных работников;
должна любить своего мужа и быть ему верна; должна сохранять нажитое им; должна
быть смышленой и усердной во всякой деятельности.
Четвертое: отношения между друзьями, родственниками и соседями: они должны
быть гостеприимны и щедры друг к другу; должны говорить вежливо и приятно;
должны трудиться для благосостояния друг друга; должны быть друг с другом на
равных; не должны ссориться между собой; должны помогать друг другу в нужде; и
не должны покидать друг друга в затруднении.
Пятое: отношения между хозяином и слугой: хозяин или наниматель имеет
несколько обязанностей перед своим слугой или работником: работа должна
даваться по возможностям и по способностям; следует платить надлежащий
заработок; должны обеспечиваться врачебные нужды; при случае надо давать
поощрения и дары. Слуга или работник, в свой черед, должен быть прилежным и не
ленивым, честным, послушным и не обманывать своего хозяина; он должен быть
усердным в своей работе.
Шестое: отношения между духовенством (букв. отшельниками и брахманами) и
мирянами: миряне должны с любовью и почитанием заботиться о вещественных нуждах
духовенства; духовенство должно с любящим сердцем делиться с мирянами знанием и
учением, и вести их по доброму пути прочь от зла.
Теперь мы видим, что мирская жизнь с ее семейными и общественными
отношениями включена в «благородное воспитание» и входит в строй буддийского
образа жизни, как его рассматривал Будда.
Так в Самъютта-никая, одном из древнейших палийских текстов, царь богов
(дэва) Сакка объявляет, что он поклоняется не только ведущим добродетельную
святую жизнь монахам, но также и «мирским ученикам (упасака), которые совершают
приносящие заслугу деяния, добродетельны и праведно содержат свои семьи».
Если кто-то желает стать буддистом, те не существует обряда посвящения (или
крещения), которому он должен подвергнуться. (Но чтобы стать бхиккху, членом
|
|