Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: Валпола Рахула - Чему учил Будда
<<-[Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-
 
Четырех Благородных Истинах, как мы обсуждали выше. Изучение и исследование 
этих вещей составляет этот четвертый вид созерцания, ведущего к постижению 
Высшей Истины.
   Помимо обсужденных нами здесь, существуют многие другие объекты созерцания, 
традиционно числом сорок, среди которых следует отдельно упомянуть четыре 
Высших Состояния (Брахма-вихара): (1) простирающаяся, беспредельная, всеобщая 
любовь и благожелательность (метта) ко всем живым существам без всякого 
различения, «так же, как мать любит своего единственного ребенка»; (2) 
сострадание (каруна) ко всем живым существам, которые страдают, в беде и в 
несчастье; (3) сочувствующая радость (мудита) к успеху, благополучию и счастью 
других; и (4) невозмутимость (упеккха) во всех превратностях жизни.
   Примечания
   1) «Руководство для Иогавачара. (под ред. Т.В. Рис-Дэвидс, Лондон, 1896), 
написаный на Цейлоне, видимо, в 18 веке, текст по медитации показывает, как к 
тому времени медитация выродилась в обряд зачитывания правил, возжигания свечей 
и т.д.
   См. также гл. XII об Аскетическом Идеале в «Истории буддизма на Цейлоне», 
Валпола Рахула, Коломбо, 1956.
   2) См. выше гл. II.
   3) См. Саллекха-сутта (Мадджхима-никая ь8).
   4) См. выше гл. III.
   Глава V
   ЧЕМУ УЧИЛ БУДДА И СОВРЕМЕННЫЙ МИР Есть те, кто считает буддизм столь 
возвышенным и величественным учением, что обычные мужчины и женщины не могут 
практиковать его в нашем мире каждодневной работы, и что тот, кто желает быть 
истинным буддистом, должен удалиться от этого мира в монастырь или иное тихое 
место.
   Это досадное недоразумение, обязанное, очевидно, недостаточному пониманию 
учения Будды. Люди приходят к таким скоропалительным и неверным выводам 
вследствие чего-то ими услышанного или случайно прочитанного о буддизме, 
написанного тем, кто, не имея всестороннего понимания предмета, дает лишь 
частичный и однобокий взгляд на него. Учение Будды предназначено не только для 
монахов в монастырях, но также и для живущих дома со своими семьями, обычных 
мужчин и женщин. Благородный Восьмеричный Путь, являющийся буддийским образом 
жизни, предназначен для всех без различий.
   Подавляющее большинство людей в этом мире не могут обратиться в монашество 
или уйти в пещеры или леса. Как бы чист и благороден ни был буддизм, он был бы 
бесполезен для множества людей, если бы они не могли следовать ему в своей 
повседневной жизни в современном мире. Но если вы правильно понимаете дух 
буддизма (а не только его букву), то вы наверняка можете следовать ему и 
практиковать его, пока живете жизнью обычного человека.
   Некоторые могут найти принятие буддизма более легким и удобным, если они 
будут жить в отдаленном, отрезанном от общества месте. Другие могут найти, что 
такого рода уход делает скучным и подавляет как телесно, так и духовно все их 
существо, и потому это не может способствовать развитию их духовной и 
интеллектуальной жизни.
   Истинное отречение не означает телесный побег из мира. Сарипутта, старший 
ученик Будды, говорил, что один человек может жить в лесу, посвящая себя 
аскетическим практикам, но может быть полон нечистых мыслей и «омрачений»; 
тогда как другой может жить в деревне или в городе, не подчиняя себя никаким 
аскетическим практикам, но ум его может быть чист и свободен от «омрачений». Из 
этих двух, говорил Сарипутта, живущий чистой жизнью в деревне или в городе 
определенно намного превосходит и более велик, чем живущий в лесу.
   Общее убеждение в том, что для следования учению Будды необходимо удалиться 
от жизни, является недоразумением. В действительности это бессознательная 
защита от того, чтобы его практиковать. В буддийских книгах есть множество 
ссылок на тех мужчин и женщин, которые, живя заурядной и обыкновенной семейной 
жизнью, успешно практиковали то, чему учил Будда, и осуществили Нирвану. 
Скиталец Ваччхаготта (с которым мы встречались ранее в главе об Анатта), 
однажды прямо спросил Будду, есть ли ведущие семейную жизнь миряне и мирянки, 
которые успешно следовали его учению и достигли высоких духовных состояний. 
Будда решительно заявил, что есть не один или два, не сотня, не две и не пять 
сотен, но много больше ведущих семейную жизнь мирян и мирянок, которые успешно 
следовали его учению и достигли высоких духовных состояний.
   Для некоторых людей может оказаться приемлемым жить уединенно в тихом месте 
вдали от шума и беспокойства. Но определенно более похвально и отважно 
практиковать буддизм, живя среди других существ, помогая и служа им. Возможно, 
в некоторых случаях человеку полезно жить некоторое время в уединении, чтобы 
улучшить свой ум и нрав, в качестве предварительной нравственной, духовной и 
умственной подготовки, чтобы быть достаточно сильным для помощи другим по 
возвращении. Но если человек всю свою жизнь живет в одиночестве, думая только о 
своем собственном счастье и «спасении», не заботясь о своих собратьях, это, 
конечно же, не будет в соответствии с учением Будды, которое основано на любви, 
сострадании и служении другим.
   Кто-то может теперь спросить: Если человек способен следовать буддизму, живя 
жизнью обычного мирянина, то почему же Буддой была создана Сангха, Община 
монахов? Тем, кто желает посвятить свою жизнь не только собственному духовному 
и умственному развитию, но и служению другим, Община предоставляет такую 
возможность. От имеющего семью обычного мирянина нельзя ожидать, что он 
посвятит свою жизнь служению другим, тогда как монах, у которого нет семейной 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-