|
Сначала вы обнаружите, что удерживать свой ум сосредоточенным на дыхании
исключительно сложно. Вы изумитесь тому, как удирает прочь ваш ум. Он не стоит
на месте. Вы начинаете думать о различных вещах. Вы слушаете внешние звуки. Ваш
ум обеспокоен и рассеян. Вы можете смутиться и разочароваться. Но если вы
продолжите дважды в день практиковать это упражнение, утром и вечером, примерно
по пять-десять минут за раз, вы постепенно, шаг за шагом, начнете
сосредотачивать свой ум на дыхании. После некоторого промежутка времени, вы
испытаете просто мгновенный прорыв, когда ваш ум полностью будет сосредоточен
на дыхании, когда вы не будете слышать окружающие звуки, когда внешний мир не
будет для вас существовать. Это краткое мгновение станет для вас столь
волнующим переживанием, полным радости, счастья и спокойствия, что вам
захочется его продлить. Но вы все еще не можете. Тем не менее, если вы
продолжаете регулярно это практиковать, вы сможете повторять это переживание
снова и снова, в течение все более и более продолжительного времени. Это точка,
когда вы полностью утрачиваете себя в своей внимательности к дыханию. Пока вы
самосознательны, вы никогда ни на чем не можете сосредоточиться.
Это упражнение внимательности к дыханию, одна из самых простых и легких
практик, направлено на развитие сосредоточения, ведущего к высочайшим
мистическим достижениям (дхьяна). Кроме того, сила сосредоточенности
существенна для любого рода глубокого понимания, проникновения, прозрения в
природу вещей, включая постижение Нирваны.
Помимо всего этого, это дыхательное упражнение приносит свои немедленные
плоды. Оно полезно для вашего телесного здоровья, расслабления, крепкого сна,
успеха в вашей повседневной работе. Оно делает вас тихим и спокойным. Даже
когда вы взволнованны и возбуждены, стоит попрактиковать его пару минут, и вы
сами убедитесь, что немедленно становитесь спокойными и мирными. Вы
почувствуете, как будто бы вы пробудились после хорошего отдыха.
Другой очень важный, практичный и полезный вид «созерцания» (умственного
развития) — это остазнавать и быть внимательным ко всему, что вы делаете,
телесно или словесно, в повседневном рабочем распорядке вашей жизни, частной,
общественной или профессиональной. Когда вы идете, стоите, сидите, лежите или
спите, когда распрямляете или сгибаете члены своего тела, смотрите ли вы вокруг,
одеты ли вы, молчите или разговариваете, едите или пьете, даже отправляя
естественные потребности Д в этой и иной деятельности вы должны полностью
осознавать и быть внимательны к действию, которое осуществляете в это мгновение.
То есть это значит, что вы должны жить в настоящем мгновении, в настоящем
действии. Это не значит, что вы вообще не должны думать о прошлом или будущем.
Напротив, вы думаете о них по отношению к настоящему мгновению, настоящему
действию, когда и где это уместно.
Обычно люди не живут в своих действиях, в настоящем мгновении. Они живут в
прошлом или в будущем. Хотя они выглядят делающими что-то здесь и сейчас, но
живут они где-то там в своих мыслях, в своих воображаемых сложностях и заботах,
обычно в воспоминаниях о прошлом или в желаниях и размышлениях насчет будущего.
Поэтому они не живут в том, что делают сейчас, и не наслаждаются этим. Потому
они несчастливы и недовольны настоящим, с работой под рукой, и естественно не
могут полностью отдаться тому, что, как это кажется, они делают.
Иногда в ресторане вы можете видеть читающего за едой человека Д довольно
обычное зрелище. Он создает у вас впечатление очень занятого человека, не
имеющего времени, чтобы поесть. Вам любопытно, читает он или ест. Кто-то может
сказать, что и то, и другое. В действительности, он не делает ничего, не
наслаждается ничем. Его ум напряжен и обеспокоен, он не наслаждается тем, что
делает сейчас, не живет своей жизнью в настоящем, но глупо и бессознательно
пытается убежать от жизни. (Это, конечно, не значит, что за обедом нельзя
побеседовать с приятелем).
Вы не можете убежать от жизни, как бы вы не пытались. Пока вы живете, будь
то в городе или в пещере, вы должны проживать жизнь, встречая ее лицом к лицу.
Истинная жизнь Д это настоящее, а не воспоминания о мертвом и ушедшем прошлом,
и не мечты о еще не родившемся будущем. Живущий в нынешнем мгновении живет
настоящей жизнью, и он счастливее всех.
Будучи спрошенным, почему его ученики, живущие простой и тихой жизнью,
принимающие пищу один раз в день, так лучезарны, Будда ответил: «Они не
сожалеют о прошлом и не размышляют о будущем. Они живут в настоящем. Поэтому
они лучезарны. Размышляя о будущем и сожалея о прошлом, глупцы иссыхают, как
срезанный тростник (на солнце)».
Внимательность или осознавание не значит, что вы должны думать и осознавать
«я делаю это» или «я делаю то». Нет. Как раз наоборот. Когда вы думаете «я
делаю это», вы становитесь самосознающим и тогда вы не живете в действии, но
живете в идее «я есмь», и следовательно, ваши труды пропали даром. Вы должны
полностью забыть и утратить себя в том, что вы делаете. Когда говорящий
осознает себя и думает: «Я обращаюсь к слушателям», его речь потревожена, а ход
мыслей нарушен. Но когда он забывает себя в своей речи, в своем предмете, он на
высоте, он хорошо говорит и ясно излагает. Все великие творения —
художественные, поэтические, интеллектуальные и духовные — созданы в те
мгновения, когда творцы полностью утрачивались в своих действиях, когда они
всецело забывали себя и были свободны от самосознавания.
Эта внимательность или осознавание по отношению к нашей деятельности,
которой учил Будда, означает жизнь в настоящем мгновении, в настоящем действии.
(Это также путь Дзэн, который исходно основан на этом учении). В этом виде
созерцания вы не должны выполнять какое-то особенное действие, чтобы развивать
вниматель ность, но вы должны лишь быть внимательны и осознавать все, что бы вы
|
|