Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: Валпола Рахула - Чему учил Будда
<<-[Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-
 
Идея такого рода — это ничто иное, как «духовное извращение». Это всегда вопрос 
желания, «жажды» власти.
   Слово созерцание (медитация) Д это очень бедный заменитель исходного термина 
бхавана, который значит «культура» или «развитие», т.е., умственная культура 
или умственное развитие. Буддийская бхавана Д это, говоря надлежащим образом, 
культура ума в полном смысле слова. Она нацелена на очищение ума от загрязнений 
и беспокойств, таких как чувственные желания, ненависть, злонамеренность, 
леность, озабоченность и беспокойство, скептические сомнения, и взращивание 
таких качеств, как сосредоточенность, осознавание, проницательность, воля, 
усердие, способность к анализу, доверие, радость, спокойствие, ведущих, в конце 
концов, к достижению высшей мудрости, видящей природу вещей как они есть, и к 
постижению Высшей Истины, Нирваны.
   Есть два вида созерцания. Один — это развитие умственной сосредоточенности 
(саматха ди самадхи), однонаправленности ума (читтэкаггата, санскр. 
читтаикаграта), с помощью предписанных в текстах разнообразных способов, 
ведущих к высшим мистическим состояниям, таким как «Область Ничто» или «Область 
ни-Восприятияни-не-Восприятия». Все эти мистические состояния, согласно Будде, 
умосотворены, умопорождены, обусловленны (самкхата)*2. У них нет ничего общего 
с Действительностью, Истиной, Нирваной. Эти виды созерцания существовали и до 
Будды. Поэтому они не являются чисто буддийскими, хотя и не исключаются из 
области буддийского созерцания. Тем не менее, это несущественно для 
осуществления Нирваны. Сам Будда до своего Просветления изучал у разных 
учителей эти йогические практики и достиг высших мистических состояний; но он 
не был ими удовлетворен, поскольку они не принесли ему полное освобождение, они 
не принесли ему прозрение в Высшую Действительность. Он считал эти мистические 
состояния лишь «счастливой жизнью в нынешнем существовании» 
(диттхадхаммасукхавихара) или «мирной жизнью» (сантавихара), но не более того*3.

   Поэтому он открыл другой вид «созерцания», известный как випассана (санскр. 
випашьяна или видаршана), «Прозрение» в природу вещей, ведущее к полному 
освобождению ума, к постижению Конечной Истины, Нирваны. Это существенно 
буддийское «созерцание», буддийская культура ума. Это аналитический способ, 
основанный на внимательности, осознавании, бдительности, наблюдении.
   Невозможно на нескольких страницах отдать должное столь обширному предмету. 
Здесь, тем не менее, сделана попытка дать в практическом ключе очень краткое и 
грубое представление об истинно буддийском «созерцании», умственной культуре 
или умственном развитии.
   Важнейшее рассуждение об , умственном развитии («созерцании»), когда-либо 
дававшееся Буддой, называется Сатипаттхана-сутта «Установление Внимательности» 
(ь22 в Дигха-никая или ь10 в Мадджхима-никая). Это рассуждение почитается в 
традиции столь высоко, что оно регулярно зачитывается не только в буддийских 
монастырях, но также в домах буддистов, при этом члены семьи садятся в круг и 
слушают с глубоким почтением. Очень часто бхиккху зачитывают эту сутту у 
постели умирающего, дабы очистить его последние мысли.
   Приведенные в этом рассуждении способы «созерцания» не оторваны от жизни, 
равно как и не избегают ее; напротив, все они соединены с нашей жизнью, нашей 
повседневной деятельностью, нашими печалями и радостями, нашими словами и 
мыслями, нашими нравственными и умственными занятиями.
   Рассуждение делится на четыре главные части: первая часть относится к нашему 
телу (кая), вторая к нашим чувствам и ощущениям (ведана), третья к уму (читта), 
и четвертая к различным нравственным и умственным предметам (дхамма).
   Следует ясно иметь в виду, что какого бы вида ни было «созерцание», 
существенны внимательность и осознание (сати), внимание или наблюдение 
(анупассана).
   Один из наиболее известных, распространенных и практических примеров 
связанного с телом «созерцания» называется Внимательность или Осознавание 
вдохов-и-выдохов (анапанасати). Только лишь для этой «медитации» в тексте 
предписано особое и определенное положение. В других видах «созерцания», 
приведенных в этой сутте, вы можете сесть, встать, идти или лечь, как вам 
угодно. Но для воспитания внимательности к вдохам-и-выдохам следует сесть, 
согласно тексту, «скрестив ноги, держа спину прямой, а сознание бдительным». Но 
для людей всех стран, в частности, для западных, сидеть, скрестя ноги, не 
практично и не легко. Поэтому те, кто находит трудным сидеть, скрестя ноги, 
могут сесть на стул, «держа спину прямой, а сознание бдительным». Для этого 
упражнения очень важно, чтобы созерцающий сидел прямо, но не напряженно, удобно 
расположив руки на коленях. Сев таким образом, вы можете закрыть глаза или 
уставиться на кончик своего носа, как это вам удобно.
   Вы вдыхаете и выдыхаете днем и ночью, но никогда не бываете к этому 
внимательны, вы никогда ни на мгновение не сосредотачиваете на этом свой ум. 
Как раз это вы сейчас и будете делать. Вдыхайте и выдыхайте, как обычно, без 
усилия и напряжения. Теперь сосредоточьте свой ум на ваших вдохах и выдохах; 
пусть ваш ум следит и наблюдает за вдохами и выдохами; пусть ваш ум будет 
осознающим и бдительным к вдохам и выдохам. Когда вы дышите, вы иногда делаете 
глубокие дыхания, иногда нет. Это совершенно несущественно. Дышите обычно и 
естественно. Единственно, когда вы делаете глубокие дыхания, вам следует 
осознавать, что это глубокие дыхания, и т.д. Другими словами, ваш ум должен 
быть настолько сосредоточен на дыхании, чтобы вы осознавали в нем (в дыхании) 
все движения и перемены. Забудьте все остальное, вашу обстановку, ваше 
окружение; не поднимайте глаз и ни на что не смотрите. Пытайтесь делать это в 
течение пяти или десяти минут.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 35
 <<-