|
Что имя есть? Что розою зовется, Под именем любым даст тот же аромат.
Точно также не нуждается в ярлыке и Истина: она не является буддийской,
христианской, индуистской или мусульманской. Она не чья-либо монополия.
Сектантские ярлыки — это препятствие независимому пониманию Истины и они
порождают вредные предрассудки в человеческих умах.
Это истинно не только в умственных и духовных вопросах, но также и в
человеческих отношениях. Когда, например, мы встречаем человека, мы не смотрим
на него, как на человеческое существо, но навешиваем на него ярлык, такой, как
«англичанин», «француз», «немец», «американец» или «еврей» и рассматриваем его
со всеми теми предрассудками, что ассоциируются с этим ярлыком в нашем разуме.
Хотя это человек может быть совершенно свободен от того, что мы ему приписали.
Люди так любят различающие ярлыки, что они доходят до их навешивания на
общие для всех человеческие качества и чувства. Так они говорят о различных
«марках» благотворительности, как например, о буддийской или христианской
благотворительности и смотрят свысока на благотворительность иных «марок». Но
благотворительность не может быть сектантской. Она не является христианской,
буддийской, индуистской или мусульманской. Любовь матери к своему ребенку ни
буддийская, ни христианская — это материнская любовь. Человеческие качества и
чувства, такие как любовь, милосердие, сострадание, терпимость, терпение,
дружба, желание, ненависть, злоба, невежество, высокомерие и т.д. — не
нуждаются в сектантских ярлыках, они не принадлежат каким-то отдельным религиям.
Для искателя Истины несущественно, откуда приходит идея. Источник и развитие
идеи представляет академический интерес. В действительности, чтобы понять
Истину, необязательно даже знать, пришло ли учение от Будды или от кого-то еще.
Что существенно, так это видение вещи, понимание ее. В Мадджхиманикая (сутта
ь140) есть иллюстрирующая это важная история.
Будда однажды провел ночь в гончарне. В той же гончарне находился молодой
отшельник, прибывший туда раньше*5. Они не были знакомы друг с другом.
Понаблюдав отшельника, Будда подумал: «Приятны сердцу слова этого юноши. Было
бы хорошо спросить его». И тогда Будда спросил его: «О бхиккху*6, во имя кого
оставил ты дом? Или же кто твой наставник? Или же чье учение тебе по нраву?» «О
друг, — ответил юноша, — есть отшельник Готама, отпрыск Сакьев, оставивший род
Сакья чтобы стать отшельником, повсюду о нем высокого мнения, что он Арахант,
Полностью Просветленный. Во имя этого Благословенного стал я отшельником. Он
мой наставник, и его учение мне по нраву».
«Где же сейчас живет этот Благословенный, Арахант, Полностью Просветленный?»
«В северных землях, друг, есть город, называемый Саваттхи. Там сейчас живет
этот Благословенный, Арахант, Полностью Просветленный».
«Видел ли ты когда-либо этого Благословенного? И увидев, узнал бы ты его?»
«Никогда не видел я этого Благословенного. И увидев, не узнал бы я его».
Будда понял, что это во имя него этот незнакомый юноша оставил свой дом и
стал отшельником. Но не раскрывая себя, сказал: «О бхиккху, я преподам тебе
учение. Слушай и внимай. Я буду говорить».
«Хорошо, друг», Д согласно сказал юноша.
Тогда Будда преподал этому юноше самое замечательное изложение Истины (суть
которого приводится в дальнейшем)*7.
И лишь в конце изложения молодой отшельник, чье имя было Пуккусати, осознал,
что тот, кто говорит с ним, Д это сам Будда. И тогда он поднялся, стал перед
Буддой, поклонился к ногам Наставника и извинился перед ним за то, что по
незнанию называл его «другом»*8. А затем он попросил Будду посвятить его в
монахи и принять в Орден, в Сангху.
Будда спросил, готовы ли у него рясы и чаша для подаяния. (У бхиккху должны
быть три рясы и чаша для подаяния, с которой он просит пищу). Когда Пуккусати
ответил отрицательно, Будда сказал, что Татхагаты не дают посвящения, пока не
готовы рясы и чаша для подаяния. Тогда Пуккусати отправился на поиски ряс и
чаши, но, по невезению, подвергся нападению дикой коровы и умер*9.
Позднее, когда эта печальная новость достигла Будды, он объявил, что
Пуккусати был мудрым человеком, уже узревшим Истину и достигшим предпоследней
ступени в осуществлении Нирваны, и что; родился он в царстве, где станет
Арахантом*10 и окончательно отойдет, чтобы никогда более не возвращаться в этот
мир.
Из этого рассказа вполне ясно, что когда Пуккусати слушал Будду и постигал
его учение, он не знал, кто с ним говорит и чье это учение. Он видел Истину.
Если лекарство хорошее, болезнь будет излечена. Необязательно знать, кто его
приготовил и откуда оно взялось.
Почти все религии построены на вере — скорее на «слепой» вере, как
представляется. Но в буддизме ударение делается на «видении», знании, понимании,
а не на вере или убеждениях. В буддийских писаниях есть слово саддха (санскр.
шраддха), которое обычно переводится, как «вера» или «убеждение». Но саддха —
это не вера, как таковая, а скорее «доверие», рожденное из убежденности. Нужно
добавить, что в народном буддизме и в обычном употреблении в слове саддха есть
элемент «веры» в том смысле, что это означает преданность Будде, Дхамме
(Учению) и Сангхе (Общине). Согласно Асанге, великому буддийскому философу
четвертого века н.э., шраддха имеет три стороны: 1) полная и твердая
убежденность в том, чем вещь является; 2) спокойное радование добрым качествам;
3) желание или стремление достигнуть находящейся в поле зрения цели.
Как бы там ни было, понимание веры или верования в большинстве религий имеет
мало общего с буддизмом.
|
|