|
Истин. Это понимание есть высшая мудрость, которая видит Конечную
Действительность. Согласно буддизму, есть два вида понимания: то, что мы обычно
называем пониманием, Д это знание, накопленная память, рассудочное схватывание
предмета в соответствии с определенными полученными данными. Это называется
«знание в соответствии» (анубодха). Оно не очень глубоко. Истинно глубокое
понимание называется «проникновение» (пативедха), видение вещи в ее истинной
природе без имен и ярлыков. Это проникновение возможно, лишь когда ум свободен
от всех загрязнений и полностью развит посредством созерцания.
Из этого краткого обзора Пути можно увидеть, что это образ жизни, вести,
практиковать и развивать который должен каждый. Он является самовоспитанием в
теле, слове и уме, саморазвитием и самоочищением. Он не имеет дела с верой,
молитвой, поклонением или обрядом. В этом смысле он не имеет дела с тем, что
обычно называется «религиозным». Это Путь, ведущий к постижению Конечной
Действительности, полной свободе, счастью и покою с помощью нравственного,
духовного и умственного совершенства.
В буддийских странах есть простые и прекрасные обычаи и обряды по
религиозным поводам. У них мало общего с настоящим Путем. Но они по-своему
ценны для удовлетворения определенных религиозных чувств и нужд тех, кто менее
продвинут, и для помощи им в постепенном продвижении по Пути.
По отношению к Четырем Благородным Истинам мы должны выполнить четыре
действия: Первая Благородная Истина — это Дуккха, природа жизни, ее страдания,
ес печали и радости, ес несовершенство и неудовлетворительность, ес
непостоянство и бессодержательность. По отношению к этому, нашим действием
будет ясно и полностью понять это, как то, что есть (Паринньейя).
Вторая Благородная Истина — это Происхождение Дуккха, которым является
желание, «жажда», сопровождаемая другими страстями, омрачениями и загрязнениями.
Недостаточно просто понять его. Здесь нашим действием будет отбросить,
устранить, уничтожить и искоренить его (пахатабба).
Третья Благородная Истина — это Прекращение Дуккха, Нирвана, Высшая Истина,
Конечная Действительность. Здесь нашим действием будет осуществить его
(саччхикатабба).
Четвертая Благородная Истина — это Путь, ведущий к осуществлению Нирваны.
Недостаточно простого знания Пути, каким бы полным оно ни было. В этом случае
нашим действием будет следовать по нему и придерживаться его (бхаветабба).
Примечания
1) Смотри Главу IV о созерцании
Глава III
УЧЕНИЕ О НЕ-Я: АНАТТА
Обычно под словами Душа, Самость, Я, или санскритским выражением Атман
подразумевают, что в человеке есть постоянная, вечная, абсолютная сущность,
неизменная и внеположная изменчивому миру явлений. Согласно некоторым религиям,
у каждой личности есть такая отдельная душа, созданная Богом, которая после
смерти вечно живет в аду или на небесах, и чья судьба зависит от суда ее
создателя. Согласно другим, она проходит через много жизней, пока полностью не
очистится и окончательно не объединится с Богом или Брахманом, Всеобщей Душой
или Атманом, из которого изначально возникла. Эта душа или самость в человеке
является думающим мысли, чувствующим ощущения, получающим награды и наказания
за все свои хорошие и плохие поступки. Такое представление называется идеей
себя.
Отрицая существование такой Души, Самости, Атмана или «Я», буддизм стоит
особняком в истории человеческой мысли. Согласно учению Будды, идея себя Д это
придуманная, ложная вера, которой не соотвествует никакая действительность, она
порождает вредные мысли о «мне» и «моем», эгоистичное желание, похоть,
привязанность, ненависть, злобу, самомнение, гордыню, эгоизм и другие омрачения,
загрязнения и трудности. Это источник всех забот в мире — от личных ссор до
вейн между народами. Вкратце, все зло в мире может быть прослежено до этого
ложного взгляда.
Две идеи психологически глубоко коренятся в человеке: самозащита и
самосохранение. Для самозащиты человек создал Бога, от которого он зависит в
своей защите, сохранности и безопасности, подобно как ребенок зависит от своих
родителей. Для самосохранения человек выносил идею Бессмертной Души или Атмана,
который будет жить вечно. В своем неведении, слабости, страхе и желании человек
нуждается в этих двух вещах, чтобы утешить себя. Потому он глубоко и фанатично
цепляется за них.
Учение Будды не поддерживает это неведение, слабость, страх и желание, но
нацелено на то, чтобы устраняя и уничтожая их, нанося удар в самый их корень,
сделать человека просветленным. Согласно буддизму, наши идеи Бога и Души ложны
и пусты. Пусть высоко развитые как теории, они являются все теми же крайне
тонкими умственными отсветами, облаченными в мудреные метафизические и
философские словеса. Эти идеи так глубоко укоренены в человеке, так близки и
дороги ему, что он не желает слышать и не хочет понимать никакое учение,
которое направлено против них.
Будда достаточно хорошо знал это. Действительно, он говорил, что его учение
«против течения» (патисотагами), против эгоистичных желаний человека. Всего
через четыре недели после своего Просветления он думал, сидя под баньяновым
деревом: «Я постиг эту Истину, которая глубока, которую трудно увидеть, трудно
понять... доступную только мудрому... Люди, подчиненные страстями и поглощенные
тьмой, не могут видеть эту Истину, которая возвышенна, глубока, тонка и
труднопостижима».
С такими мыслями в своем уме, Будда заколебался на мгновение, не будет ли
|
|