|
речи, могущей вызвать ненависть, разобщенность и разлад среди отдельных
личностей или групп людей, (3) от резкой, грубой, невежливой, злобной и
оскорбительной речи, и (4) от пустой, глупой, бессмысленной болтовни и сплетен.
Когда человек воздерживается от этих видов неправильной и вредной речи, он
естественным образом должен говорить правду, должен использовать слова, которые
дружественны и благожелательны, приятны и мягки, значительны и полезны. Он не
должен говорить беспечно: речь должна быть к месту и ко времени. Если не можешь
сказать что-нибудь полезное, то следует хранить «благородное молчание».
Правильное Действие нацелено на способствование нравственному, достойному и
мирному поведению. Оно увещевает нас воздерживаться от разрушения жизни, от
воровства, от бесчестных взаимоотношений, от незаконных половых сношений, а
также помогать другим правильно вести мирную и достойную жизнь.
Правильный Образ Жизни означает необходимость воздерживаться от добывания
средств к существованию посредством занятия, которое наносит вред другим, таким
как торговля смертоносным оружием, опьяняющими напитками, ядами, убийство
животных, мошенничество и т.д., и необходимость обеспечивать себе существование
занятием, которое честно, безупречно и не вредит другим. Здесь можно ясно
видеть, что буддизм прочно противостоит всем видам войны, объявляя торговлю
смертоносным оружием злом и неправедным средством существования.
Эти три составляющие Восьмеричного Пути (Правильная Речь, Правильное
Действие и Правильный Образ Жизни) образуют Нравственное Поведение. Следует
понимать, что буддийское этическое и нравственное поведение нацелены на то,
чтобы способствовать счастливой и согласной жизни как отдельной личности, так и
общества. Это нравственное поведение полагается необходимым основанием для всех
высших духовных достижений. Никакое духовное развитие невозможно без этой
нравственной основы.
Следующим идет Подчинение Ума, в которое включены три другие составляющие
Восьмеричного Пути, а именно: Правильное Усилие, Правильная Внимательность и
Правильное Сосредоточение. (Номера 6, 7, 8 в списке).
Правильное Усилие — это энергичная воля (1) предотвратить возникновение
неблагих и вредных состояний ума, и (2) избавиться от таких неблагих и вредных
состояний, что уже возникли в человеке, а также (3) производить, вызывать
возникновение тех благих и полезных состояний ума, что еще не возникли, и (4)
развивать и доводить до совершенства уже присутствующие в человеке благие и
полезные состояния ума.
Правильная Внимательность — это тщательно осознавать, быть внимательным по
отношению к (1) деятельности тела (кая), (2) ощущениям или чувствам (ведана), и
(3) деятельности ума (читта) и (4) идеям, мыслям, понятиям и вещам (дхамма).
Практика сосредоточения на дыхании (анапанасати) Д это одно из широко
известных связанных с телом упражнений для развития ума. Есть несколько других
путей развития внимательности по отношению к телу — как способов созерцания.
По отношению к чувствам и ощущениям следует ясно осознавать все виды чувств
и ощущений, — приятных, неприятных и неопределенных, как они возникают и
исчезают внутри.
Касательно деятельности ума следует осознавать, алчен ли ум или нет,
поглощен ненавистью или нет, омрачен или нет, рассеян или сосредоточен, и т.д.
При этом способе следует осознавать все движения ума, как они возникают и
исчезают.
В отношении идей, мыслей, понятий и вещей следует знать их природу, как они
возникают и исчезают, как они развиваются, как подавляются, уничтожаются и т.п.
Эти четыре вида умственной культуры или созерцания в подробностях приведены
в Сатипаттхана-сутта (Установление Внимательности)*1.
Третья и последняя составляющая Подчинения Ума — это Правильное
Сосредоточение, ведущее к четырем ступеням Дхьяна, обычно называемых трансом
или успокоением. На первой ступени Дхьяна отбрасываются страстные желания и
такие вредные мысли, как чувственная похоть, злоба, леность, беспокойство,
озабоченность и скептическое сомнение, и поддерживаются чувства радости и
счастья вместе с некоторой умственной деятельностью. На второй ступени
подавлена всякая рассудочная деятельность, развито спокойствие и
«однонаправленность» ума, и ещс сохраняются чувства радости и счастья. На
третьей ступени являющееся активным ощущением чувство радости также исчезает,
тогда как всс ещс остается счастливое расположение духа в дополнение к
внимательной невозмутимости. На четвертой ступени Дхьяна исчезают все ощущения,
даже ощущения счастья и несчастья, радости и страдания, и остается лишь чистая
невозмутимость и осознавание.
Так воспитывается, подчиняется и развивается ум посредством Правильного
Усилия, Правильной Внимательности и Правильного Сосредоточения.
Две оставшиеся составляющие, а именно Правильное Понимание и Правильная
Мысль слагают Мудрость.
Правильная Мысль означает мысли самоотверженного отречения или
непривязанности, мысли любви и мысли ненасилия, которые распространяются на все
существа. Здесь очень интересно и важно отметить, что мысли самоотверженной
непривязанности, любви и ненасилия собраны на стороне мудрости. Это ясно
показывает, что истинная мудрость наделена этими благородными качествами, и что
все мысли эгоистических желаний, злобы, ненависти и насилия являются следствием
недостатка мудрости Д во всех областях жизни, будь то личная, общественная или
политическая.
Правильное Понимание Д это понимание вещей как они есть, и это Четыре
Благородные Истины объясняют вещи как они есть на самом деле. Поэтому
Правильное Понимание сводится в конечном итоге к пониманию Четырех Благородных
|
|