|
Нетерпение или гнев по отношению к страданию не устранят его. Напротив, это
прибавляет новые заботы, а также обостряет и усугубляет и без того неприятные
обстоятельства. То, что необходимо, это не гнев или нетерпение, но понимание
вопроса страдания, как оно возникает и как от него избавиться, а затем
соответственно трудиться с терпением, мудростью, решимостью и усердием.
Есть две древние буддийские книги, называющиеся Тхерагатха и Тхеригатха,
которые полны радостных восклицаний учеников Будды, мужчин и женщин, обретших
покой и счастье в жизни посредством его учения. Правитель Косалы однажды сказал
Будде, что в отличие от учеников из других религиозных систем, которые
выглядели грубо, изможденно, изнуренно, бледно, нерасполагающе, его ученики
были «радостными и бодрыми (хаттха-пахаттха), восторженными и ликующими
(удаггудагга), наслаждающимися духовной жизнью (аохиратарупа), с
удовлетворенными чувствами (пинитиндрия), свободные от беспокойства (арросукка),
безмятежными (панналома), мирными (парадавутта) и живущими с «разумом газели»
(т.е. с легким сердцем, мигабхутена четаса)». Правитель добавил, что верит в то,
что это здоровое расположение духа обязано тому, что «эти почтенные
определенно постигли великое и превосходное учение Благословенного».
Буддизм вполне противоположен грустному, печальному, кающемуся и унылому
складу ума, который считается препятствием для постижения Истины. Здесь
интересно вспомнить, что радость (пити) это одна из семи «Составляющих
Просветления», существенных качеств, развиваемых для осуществления Нирваны*12.
Примечания
1) Дхаммачаккаппаваттана-сутта «Приведение в движение Колеса Истины».
2) Я не хочу давать перевод этого термина по приведенным ниже причинам.
3) Самкхиттена панчупаданаккхандха.
4) «Умственные Образования» Д это обычно используемый в настоящее время
термин для представления широкого значения слова самкхара в списке пяти
Совокупностей. В иных случаях самкхара может обозначать что-нибудь
обусловленное, что бы это ни было, и в этом смысле все Пять Совокупностей
являются самкхара.
5) Четана хам бхиккхаве камам вадами. Четйитва каммам кароти каена вача
манаса.
6) Согласно философии буддизма Махаяны, Совокупность Сознания имеет три
стороны: читта, манас и виджняна, и в этой совокупности находит свое место
Алая-виджняна (обычно переводится как «Сознание-Хранилище»). Подробное и
сравнительное исследование этого предмета можно будет найти в предыдущей работе
настоящего автора по буддийской философии.
7) Эти слова приписываются Буддой Учителю (Саттха) по имени Арака,
освободившемуся от желаний и жившему в туманном прошлом. Здесь интересно
вспомнить учение Гераклита (примерно 500 г. до н.э.) о том, что все находится в
состоянии потока, и егс знаменитое утверждение «Нельзя дважды вступить в одну и
ту же реку, ибо новые воды все время текут на тебя».
8) Учение об Анатта (Не-Я) будет обсуждаться в главе III.
9) В действительности, Буддхагхоса сравнивает «существо» с деревянным
устройством (даруянта).
10) Действительно, Будда говорит, что видящий любую из Четырех Благородных
Истин видит также и три остальные. Эти Четыре Благородные Истины взаимосвязаны.
11) Существует изваяние из Гандхары, а также из Фоу-Цянь Китай, изображающие
Готаму как истощенного аскета, у которой: видны все ребра. Но это было до его
Просветления, когда он подвергал себя строгой аскетической практике, которую
осудил, став Буддой.
12) Об этих Семи Составляющих Просветления см. главу IV.
2. ВТОРАЯ БЛАГОРОДНАЯ ИСТИНА: САМУДАЯ (Возникновение Дуккха) Вторая
Благородная истина — это истина о возникновении или происхождении дуккха
(Дуккхасамудая-арьсачча). Самое общедоступное и известное опеределение Второй
Истины, которое можно найти в многочисленных местах первоисточников, таково:
«Это жажда (страстное желание, танха), что производит повторное существование и
повторное становление (понобхавика), и что скована со страстной алчностью
(нандирагасахагата), и что находит новые удовольствия сейчас и повсюду
(татрататрабхинадини), а именно, (1) жажда чувственных наслаждений (каматанха),
(2) жажда существования и становления (бхава-танха), и (3) жажда
несуществования (самоуничтожения, вибхава-танха)».
Это именно эта «жажда», желание, алчность, страсть, проявляющая себя разными
путями, дает рост всем видам страдания живых существ и их непрестанному
проявлению. Но ее не следует полагать первопричиной, поскольку, согласно
буддизму, все является относительным и взаимозависимым. Даже эта «жажда», танха,
считающаяся причиной или источником дуккха, в своем возникновении (самудая)
зависит от чего-то еще, что является ощущением (ведана)*1, и ощущение возникает
в зависимости от соприкосновения (пхасса), и так далее и так далее продолжается
круговорот, известный как Обусловленное Порождение (Патичча-самуппада), которое
мы обсудим позже.
Итак, танха, «жажда» не является первой или единственной причиной
возникновения дуккха. Но это самая осязаемая и непосредственная причина,
важнейшая и всепроникающая*2. Поэтому в некоторых местах палийских
первоисточников определение включает другие омрачения и загрязнения (килеса,
сасава дхамма), в добавление к танха, «жажде», которой всегда отдается первое
место. Ввиду неизбежной ограниченности пространства нашего обсуждения, будет
достаточно помнить, что эта «жажда» имеет своим центром ложную идею себя,
возникающую из неведения.
Термин «жажда» включает здесь не только желание и привязанность к
|
|