|
чувственным удовольствиям, богатству и власти, но также желание и привязанность
к идеям и идеалам, взглядам, мнениям, теориям, понятиям и убеждениям
(дхамма-танха). Согласно рассуждению Будды, все в мире споры и заботы, от
маленьких личных семейных ссор до великих войн между странами и народами
возникают изза этой эгоистичной «жажды». С этой точки зрения все экономические,
политические и общественные трудности коренятся в этой эгоистичной «жажде».
Великие государственные мужи, пытающиеся разрешить международные споры и
говорящие о войне и мире только в экономических и политических терминах,
скользят по поверхности и никогда глубоко не проникают в настоящий корень
вопроса. Как Будда говорил Раттапале: «Мир нуждается и желает, и порабощен
«жаждой» (танхадасо)».
Каждый согласится, что все беды в мире порождены эгоистичным желанием.
Понять это нетрудно. Но как это желание, «жажда» может производить повторное
существование и повторное становление (понобхавика) Д этот вопрос не так-то
легко ухватить. Именно здесь мы должны обсудить более глубокую сторону Второй
Благородной Истины. Здесь нам надо иметь некоторое представление о теории кармы
и перерождения.
Есть четыре «Пищи» (ахара) в смысле «причины» или «условия», необходимых для
существования и пребывания существ: (1) обычная материальная пища
(кабалинкарахара), (2) соприкосновение наших органов чувств (включая ум) со
внешним миром (пхассахара), (3) сознание (виннянахара), и (4) умственное
намерение или воля (маносаньчетанахара).
Из этих четырех, упомянутое последним «умственное намерение» является волей
жить, существовать, повторно существовать, длиться, становиться снова и снова*3.
Оно создает корень существования и непрестанности, стремления вперед путем
хороших и плохих действий (кусалакусалакамма). Это то же самое, что и
«Намерение» (четана)*4. Мы видели ранее, что намерение — это карма, как это
определял сам Будда. По поводу только что упомянутого выше «умственного
намерения» Будда говорит: «Когда понимаешь «пищу» умственного намерения,
понимаешь три вида «жажды» (танха)»*5. Так что термины «жажда», «намерение»,
«умственное намерение» и «карма» все обозначают одно и то же: они обозначают
желание, волю быть, существовать, повторно существовать, становиться снова и
снова, расти снова и снова, накапливать снова и снова все больше и больше.
Такова причина возникновения дуккха, находящаяся в Совокупности Умственных
Образований, одной из Пяти Совокупностей, составляющих существо.
Это одно из самых важных и существенных мест в учении Будды. Мы,
следовательно, должны ясно отметить и запомнить, что причина, зародыш
возникновения дуккха находится в самом дуккха, а не вне его. Это то, что
подразумевается часто встречающимся в палийских первоисточниках известном
выражении: Ям киньчи самудаядхаммам саббам там ниродхадхаммам — «Все,
обладающее природой возникновения, природой прихода к бытию, несет также внутри
себя и природу, зародыш своего собственного прекращения». Этот вопрос будет
снова поднят при обсуждении Третьей Благородной Истины, Ниродха.
Итак, палийское слово камма или санскритское слово карма (от корня кри —
делать) буквально значит «действие», «делание». Но в буддийской теории кармы
оно обладает особым значением: оно означает только «намеренное действие», а не
всякое действие. Оно также не означает последствий кармы, как вольно и неверно
его используют многие люди. В буддийской терминологии карма никогда не
обозначает свои последствия; ее последствия известны как «плод» или «исход»
кармы (камма-пхала или камма-випака).
Намерение может быть относительно хорошим или плохим, так же как и желание
может быть относительно хорошим или плохим. Так что и карма может быть хорошей
или плохой относительно. Хорошая карма (кусала) производит хорошие последствия,
а плохая карма (акусала) производит плохие последствия. «Жажда», намерение,
карма, будь они хороши или плохи, имеют своим последствием одну силу: силу
продолжать — продолжать в хорошем или плохом направлении. Будь оно хорошо или
плохо, это относительно и находится в непрерывном круговороте (самсара).
Арахант, хотя и действует, не накапливает карму, поскольку он свободен от
ложной идеи себя, от «жажды» к непрестанному становлению, свободен от всех
прочих омрачений и загрязнений (килеса, сасава дхамма). Для него нет
перерождения.
Теорию кармы не следует путать с так называемой «нравственной
справедливостью» или «наградой и наказанием». Идея нравственной справедливости
или награды и наказания возникает из ложного представления о верховном существе,
Боге, который есть законодатель, вершащий правосудие и решающий, что правильно,
а что нет. Термин «справедливость» двусмыслен и опасен, и во имя него
человечеству вреда было принесено более, чем добра. Теория кармы — это теория
причины и следствия, действия и противодействия; это естественный закон, не
имеющий ничего общего с идеей награды и наказания. Каждое намеренное действие
имеет свои последствия и свой исход. Если доброе дело имеет добрые последствия,
а плохое — плохие, то это не справедливость, награда или наказание, назначенные
кем-то либо какой-то силой, вершащей суд над вашими действиями, но достояние
собственной природы этих дел, их собственный закон. Понять это нетрудно. Но что
трудно понять, так это то, что согласно теории кармы последствия намеренного
действия могут продолжать проявлять себя даже в жизни после смерти. Здесь мы
должны прояснить, чем, согласно буддизму, является смерть.
Мы уже видели ранее, что существо — это не более, чем сочетание телесных и
умственных сил и энергий. То, что мы зовем смертью, является полным
прекращением деятельности физического тела. Останавливаются ли все эти силы и
энергии вместе с прекращением деятельности тела? Буддизм говорит: «Нет». Воля,
|
|