|
позаботился?" — "Нет, Бхагаван". — "Как это, монах, никто из монахов о тебе не
позаботился?" — "Да я им бесполезен, Бхагаван, Господин; поэтому монахи обо мне
и не заботятся"»120.
Суть описываемой ситуации — в последней реплике больного монаха: «Да я им
бесполезен, Бхагаван, Господин; поэтому монахи обо мне и не заботятся». Это
удручает. Оказывается, как ни горько, что людям ты интересен постольку,
поскольку сам им полезен. В западной философии различение между отношением к
личности как к личности и отношением к ней как к вещи было введено Иммануилом
Кантом121.
Обращаться с личностью как с вещью — значит обращаться с нею безнравственно.
Именно так другие монахи обращались с тем занемогшим. Он стал для них
бесполезен и поэтому неинтересен. Его оставили лежать в собственных
испражнениях. Никто о нем не позаботился. Больного и остальных монахов не
связывала доброта. Здесь не было обычной человеческой дружбы, как не было ни
сопереживания, ни участия, ни осознавания. Да их и быть не могло, ибо это нечто
такое, что переживается по отношению к личности, когда в ней видишь личность. А
другие монахи не видели в этом монахе личности. Он был для них, что
истрепавшаяся швабра или разбитый горшок. Он стал им бесполезен, вот они и не
заботились о нем. Вряд ли стоит напоминать, что и мы сами часто поступаем так
же, оценивая людей лишь с точки зрения их полезности. Мы делаем это даже в
духовной общине. Временами нас больше интересуют чьи-либо особые таланты или
способности (например, как каменщика, бухгалтера или лектора), чем сам человек.
И, если к вам относятся таким вот образом, то, когда вы более не сможете или не
пожелаете проявлять свои таланты, вы вдруг, к вящему своему разочарованию,
обнаружите, что до вас никому нет дела. Никто не захочет быть вашим «другом».
Поэтому нам необходимо научиться относиться к личности как к личности. Нас
должна соединять доброта, должна быть духовная дружба (кальяна-митрата)122.
Необходимо, чтобы были сопереживание, участливость, осознавание.
Есть два основных момента в отношении к личности как к личности: общение и
восхищение. Два этих качества принадлежат к сущности дружбы, а дружба и есть
отношение, развивающееся между двумя людьми, относящимися друг к другу как к
личностям.
Даже в случае обычной дружбы ощущаются огромные благо и отрада бытия от
возможности поделиться мыслями и чувствами с другим. Как говорили не раз,
самораскрытие себя другому (и приятие его самораскрытия вам) — существенно
важно для человеческого здравия и счастья. Если ты находишься в своей скорлупе
и вовсе не способен к общению с другим человеком, то короток будет век твоего
здравия и счастья. А в случае духовной дружбы мы делимся своим опытом самой
Дхармы. Мы делимся воодушевлением, вдохновением и постижением. Мы даже делимся
своими ошибками. Общение тогда обращается в исповедь.
Второй момент, восхищение, означает, что ты не просто видишь в личности
личность. Тебе нравится то, что ты видишь. Ты восхищаешься увиденным, словно
переживая, как это бывает, прекрасную картину или стихотворение, однако здесь
эта «картина» или это стихотворение — живые, что делает радость еще более
глубокой и захватывающей. Мы видим личность, она нравится нам, мы любим ее ради
нее самой. До определенного предела такое случается и в обычной дружбе, а в
духовной — несравненно глубже. Возможно, вы помните, что слово кальяна исходно
означает «прекрасный». В духовной дружбе мы восхищаемся духовной красотой
своего друга, восторгаемся его (или ее) достоинствами. Итак, наше общение и
восхищение и есть сущность дружбы. (Из лекции №150: «Случай с дизентерией»,
1982)
НЕИСЧЕРПАЕМАЯ ВЗАИМНАЯ ДОБРОТА
«Монахи, для вас нет ни отца, ни матери, чтобы они могли о вас позаботиться.
И если вы не позаботитесь друг о друге, то кто же? Если монах хочет услужить
мне, пусть лучше услужит больному. Если у него есть учитель, пусть учитель
заботится о нем всю его жизнь, дожидается его выздоровления. Если у него есть
наставник или сожитель, или же ученик, или сотоварищ, или соученик, пусть они
заботятся о нем и дожидаются его выздоровления. Если никто о нем не позаботится,
считать такое проступком»123.
«Монахи, для вас нет ни отца, ни матери, чтобы о бас позаботиться». Здесь
Будда утверждает, что между биологической семьей и духовной семьей, или между
«группой»124 и «духовной общиной» никакой преемственности нет. Едва ты вступил
в духовную общину, как тотчас перестал принадлежать группе. Будда не имеет в
виду, что отец и мать умерли буквально: «для вас», говорит он, а не «у вас», то
есть он имеет в виду, что духовно они более для нас не существуют, не являются
твоими отцом и матерью. Следовательно, теперь ты не зависишь от них, не можешь
рассчитывать на их заботу.
Это как раз то, что по-буддийски называют «уходом в бездомность»125, уходом
из группы в духовную общину. С духовной точки зрения, группа отныне не
существует более. А поскольку ее больше нет, на нее не полагаются и прибежища в
ней не ищут.
Если вы вступили в духовную общину, то только она и существует для вас. Вы
нашли Прибежище в Трех Драгоценностях — в Будде, Дхарме и Сангхе, и только в
них. Вы полагаетесь только на членов духовной общины. Этим так- же
подразумевается, что и прочие члены общины полагаются на вас. Вы зависите друг
от друга, заботитесь друг о друге, друг друга вдохновляете.
Все это, конечно, приложимо и к нашей духовной общине, к ордену. У нас в
самом деле больше нет ни отца, ни матери, чтобы позаботиться о нас. То, что
раньше делалось в семье, делается теперь нашими духовными друзьями, — и
|
|