Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Религия :: Буддизм :: Сангхаракшита - Буддизм: Основы Пути
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-
 
духовные друзья должны делать гораздо больше.
   Предположим, однако, что кто-нибудь заболел, или впал в уныние, или 
переживает психологические трудности, или не удовлетворен духовной жизнью. Если 
такого человека оставить, подобно тому, как оставили больного монаха, он может 
вернуться в группу; к семье — к матери, жене или возлюбленной. Он уйдет на 
поиски большего уюта и утешения.
   Важно, чтобы мы поняли: для нас как членов духовной общины нет иного 
прибежища, помимо друг друга. У нас нет настоящих друзей, кроме духовных. Нам 
совершенно нечего ожидать от группы, да и незачем. «Монахи, для вас нет ни. 
отца, ни матери, чтобы о вас позаботиться ». Мы безраздельно принадлежим 
духовной общине и друг другу. Следовательно, мы должны быть готовы жить или 
умереть друг ради друга — а иначе мы не пришли в действительности к Прибежищу. 
Наша будущность в том, чтобы быть друг с другом, мы сами и есть будущность друг 
для друга, у нас нет будущности друг без друга.
   Будда сказал: «Если вы не позаботитесь друг о друге, то кто же еще?» Если же 
члены ордена не любят друг друга, кто еще их полюбит? Если члены ордена не 
вдохновляют друг друга, кто еще их вдохновит? Если они не могут быть счастливы 
друг с другом, то с кем тогда? Право, нам стоит больше радоваться обществу друг 
друга, больше уважать и ценить друг друга. Сам Будда, очень высоко ценил 
монахов. Он сказал: «Если монах хочет услужить мне, пусть лучше услужит 
больному». Здесь нет ничего мистического или метафизического; Будда говорит об 
обычных обстоятельствах в жизни духовной общины. «Больной» здесь — это больной 
монах, иными словами, член духовной общины. Если кто-то хочет услужить Будде, 
он должен услужить больному. Итак, сам Будда в некотором смысле приравнивает 
себя к любому члену духовной общины. Это — самая высокая оценка. Более высокая 
оценка вряд ли возможна.
   «Если у него есть учитель, пусть учитель заботится о нем всю его жизнь и 
дожидается его выздоровления, пока он жив. Если у него есть наставник, или 
сожитель, или же ученик, или сотоварищ, или соученик, пусть они заботятся о нем 
и дожидаются его выздоровления». Таким образом, перечисляются все возможные 
взаимоотношения внутри духовной общины. Учитель должен заботиться об ученике, а 
ученик — об учителе. Соученик должен заботиться о соученике, сожители по вихаре 
(месту общей жизни, аналогу монастыря) должны заботиться друг о друге. И в 
болезнях, и в здравии их должны соединять неисчерпаемая доброта и духовная 
дружба.
   «Если никто о нем не позаботится, считать это проступком». Проступок в 
данном случае — это неискусный поступок126, в нем следует исповедаться. 
Ответственность за заботу о каждом члене возлагается на всю духовную общину. По 
большому счету, все ответственны за каждого, и каждый ответственен за всех по 
мере своих сил. А иначе не будет духовной общины, не будет ордена.
   Итак, рассказанное — не просто случай с больным монахом, брошенным 
остальными на произвол судьбы. Это не случай заболевания дизентерией. Это 
пример неисчерпаемой взаимной доброты, личного участия, гармоничного и 
действенного поступка; это пример отношения к личности как к личности, общения 
и восхищения, это пример признания полного отсутствия преемственности между 
группой и духовной общиной. А прежде всего, это пример взаимной ответственности 
и духовной дружбы. И это не какой-то случай из далекого прошлого, произошедший 
две с половиной тысячи лет назад, а пример того, что происходит здесь и сейчас. 
Он связан не только с монахами древности, но имеет касательство к их нынешним 
продолжателям, к нам с вами. (Из лекции №150: «Случай с дизентерией», 1982)
ЧАСТЬ II
   
   
  

ВВЕДЕНИЕ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ И НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПУТИ
  
   Различие между последовательным и непоследовательным путями весьма 
давнишнее127. Оно восходит к Китаю VI века, ко времени великого китайского 
учителя Чжи-и; он хорошо известен в качестве главного основателя одной из самых 
великих и значительных школ китайского буддизма — школы Тянь-тай128. Этой 
великой школе западные буддисты, практически, не уделяли внимания. Чжи-и широко 
проповедовал Дхарму в течение всей своей жизни. Он основывал монастыри и 
благодаря своим глубочайшим достижениям в духовной сфере привлек к себе 
необычайно большое число учеников. Время от времени он комментировал для них 
священные тексты, обращался к ним с проповедями, говорил о духовной жизни, а в 
особенности о медитации. В ходе лекций о медитации, многие из которых 
сохранились, Чжи-и рассказывал о медитации последовательного пути, о медитации 
непоследовательного пути, а также о медитации, лишенной каких-либо стадий 
вообще129.
   Сейчас нас будут занимать только последовательный и непоследовательный пути, 
поскольку проведенные у Чжи-и различения применимы не только к практике 
медитации, но и ко всей практике и опыту духовного пути на всех его стадиях и 
во всех аспектах.
   Что же такое последовательный путь? Что такое непоследовательный путь? Для 
того, чтобы ответить на эти вопросы, я позволю себе некоторую 
непоследовательность и займусь сперва вторым путем.
   Чтобы понять, что такое непоследовательный путь, взглянем для начала на 
буддизм, как он существует ныне на Западе, будь то в Англии, в Европе или в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 102
 <<-