|
кто принимает Прибежище в Трех Драгоценностях. Принятие Прибежища делает
человека буддистом, оно является основным поступком буддийской жизни. Можно
даже сказать, что вся жизнь буддиста состоит из все углубляющегося принятия
Прибежища.
Мы принимаем Прибежище телом, речью и умом. Мало подумать и почувствовать,
что принимаешь прибежище. Также мало просто произнести: «принимаю Прибежище».
Необходимо также совершить ритуал принятия; это мы называем церемонией
посвящения. Церемония посвящения двухчастна, есть частное и публичное
посвящения. Частное посвящение происходит наедине с главой Ордена105.
Посвящаемый повторяет вслед за ним слова «Трех Прибежищ», а затем обязуется
соблюдать «десять предписаний» нравственного поведения (три из них относятся к
телесным поступкам, четыре —[ к речи и три — к уму; они выражают процесс
очищения и преобразования всего существа106). После этого человека нарекают
новым именем, ибо он получил второе, духовное рождение107.
Частное посвящение выражает личное искреннее принятие Трех Драгоценностей —
потому оно и проводится частным образом. Это подчеркивает, что человек принял
решение совершенно независимо, без какого-либо давления или влияния со стороны;
посвящаемый сам идет принять Прибежище и сам хочет этого. Если вы приняли
подобное решение, то вас уже не заботит, есть ли еще кто-нибудь на земле, кто
тоже принимает Прибежище; вы хотите, чтобы это произошло с вами. Посвящение
выражает личную решимость человека следовать избранному пути, если это
необходимо — ив одиночестве.
Публичное посвящение обычно проводится через несколько дней, и на нем
присутствуют посвященные члены Ордена (в идеале не меньше пяти), митры и
друзъя108. Посвящаемый вновь повторяет слова обращения к Трем Драгоценностям
вслед за главой Ордена (или его представителем) и принимает на себя
обязательства соблюдать десять предписаний. В данном случае посвящаемого
облачают в белую кесу109. Публичное посвящение символизирует тот факт, что,
хотя посвящаемый был готов идти в одиночку, на самом деле он не одинок; он (или
она) вступает в Орден единомышленников, которые имеют общие духовные убеждения.
Теперь же попробуем ответить на второй вопрос — о взаимоотношениях между
Западным буддийским орденом (ЗБО) и организацией Друзей Западного буддийского
ордена (ДЗБО). Если говорить точно, то единой организации Друзей Всемирного
буддийского ордена не существует, это множество организаций: Друзья ЗБО Лондона,
Друзья ЗБО Глазго, Друзья ЗБО Окланда в Новой Зеландии, такая же организация
могла бы возникнуть и в России... (впервые организацию Друзей ЗБО я учредил в
1967 году, и теперь она базируется в Сукхавати — в центре, который расположен в
восточной части Лондона110). Все эти организации равноправны и совершенно
независимы; центральных органов не существует, и дела ведутся автономно. Этих
людей объединяет сам Западный буддийский орден. Каждой автономной организацией
Друзей ЗБО руководит группа посвященных членов Ордена, работающих сообща.
Каждая организация Друзей ЗБО располагает собственными помещениями и сама
планирует свою работу — уроки медитации и уроки йоги, ритриты и тому подобное.
Все эти виды деятельности преследуют единственную цель — помочь людям в их
собственном развитии. Таким образом, вся эта деятельность открыта для всех, кто
желает участвовать. Различные организации Друзей ЗБО, таким образом, являются
орудием, при помощи которого действуют члены Ордена, предлагая свои способности
и себя самих всему обществу в целом.
Каждая автономная организация Друзей ЗБО является зарегистрированной
благотворительной организацией. Сам же Орден представляет собою чисто духовное
объединение — он не является юридическим лицом и, следовательно, существует не
юридически, а только духовно.
Подчеркнем два момента. Во-первых, не все члены Ордена заняты работой в
организациях Друзей ЗБО. Никто этого и не ждет. Некоторые посвящают себя
практике медитации, даже уединенной; другие, возможно, посвящают себя
литературной работе, или занимаются в основном воспитанием собственных детей,
или путешествуют по всему миру, завязывая новые контакты. Но чем бы они ни
занимались, члены Ордена постоянно поддерживают контакты друг с другом — на
еженедельных собраниях, ежемесячных совместных сборах и съездах Ордена раз в
два годе, а также другими путями.
Во-вторых, нет необходимости, чтобы все организации Друзей ЗБО располагались
в городских центрах и следовали какой-либо регулярной программе. Некоторые,
например, могут функционировать в качестве центров для проведения ритритов
где-нибудь в сельской местности, также разного рода общинных поселениях. В
некоторых случаях группы членов Ордена вообще не действуют через организации
Друзей ЗБО; они могут участвовать в деятельности разного рода, например
издательской, или открыть школу или ресторан, или заняться жилищным хозяйством.
И наконец, мы подошли к вопросу о том, каким образом ЗБО и организация
Друзей ЗБО составляют ядро нового общества? Я уже сказал, что человек вступает
в Орден после того, как принимает Прибежище в Трех Драгоценностях. Но, конечно,
никто не делает этого немедленно, едва познакомившись с движением. Обычно
человек вверяется постепенно, шаг за шагом. Может так случиться, что вам
придется пережить определенную внутреннюю борьбу, когда часть вас захочет
развиваться, а другая часть этому будет противиться. Какое-то время вы не
будете знать, хотите вы развиваться или нет.
Если же у вас завязались контакты с движением, например вы посетили занятия
по медитации или участвовали в ритритах, и вам все это понравилось, то вы
|
|