|
присутствии брахманов упоминал о буддизме — при мне это случалось буквально
тысячи раз, — они сразу же говорили, даже не давая сказать ни слова дальше: «Да,
это только ответвление индуизма». Примечательно, что они всегда используют
слово «только». Иногда я задавал вопрос: «Почему вы не скажете, что это
ответвление индуизма? Почему вы говорите, что это только ответвление индуизма?»
Словцо «только» передает суть их отношения к буддизму, выражая недооценку и
взгляд свысока.
Когда некоторые даже достаточно добросовестные индуистские ученые эрудиты
рассматривают буддизм и не находят соответствия для ряда его положений в
индуизме, они говорят, что эти положения вовсе не могут считаться частью
буддизма. По их представлениям, буддизм — лишь ответвление индуизма. Если и
существуют доктрины в буддизме, которые не найдены в индуизме, то,
следовательно, они представляют собою «искажения», привнесенные
«изобретательством буддийских монахов ». Так определенно утверждают они в
некоторых своих сочинениях. Например, ряд индуистских исследователей, включая
Радхакришнана, вполне серьезно стараются доказать, что учение об «отсутствии я»,
анатмавада, не восходит к самому Будде, а явилось гораздо более поздним
изобретением монахов. Подобным образом происходит и с не теистической
буддийской точкой зрения. Некоторые индуистские теоретики доходят до
утверждения, что на самом деле Будда верил в Бога, но не хотел говорить об этом
своим последователям, не желая их расстраивать. Некоторые ученые действительно
пишут об этом в своих «ученых» трудах. Таковы лишь немногие примеры искажения
буддизма из-за того, что люди не желают или не готовы подойти к буддизму просто
как к буддизму.
Если же нам по-настоящему нужен подход к буддизму, то придется относиться к
нему как к буддизму: мы должны будем подходить к нему как к средству обретения
психологической и духовной целостности и единства, как пути к Просветлению, а
также как к инструменту высшей эволюции. Пока мы не сделаем этого, мы не
подступимся к нему реально. Мы сможем, как я уже говорил, воспринять нечто, но
это будет лишь наше собственное искаженное понятие буддизма или собственная
субъективная его интерпретация, но никак не объективная правда о том, что такое
буддизм.
Высшей точкой подхода к буддизму именно как к буддизму является «принятие
прибежища » 7. Мы находим прибежище в «трех драгоценностях»: в Будде
(просветленном учителе), в дхарме (пути к Просветлению) и в сангхе (сообществе
тех, кто бок о бок следует по ступеням пути, ведущего к Просветлению). И даже
если мы не принимаем прибежища в трех драгоценностях, нам все равно следует
серьезно спросить себя, относимся ли мы к буддизму как средству Просветления
или же по этому поводу у нас имеются свои собственные идеи или они полностью
отсутствуют. Давайте зададим себе вопрос, желаем ли мы принять буддизм как путь,
ведущий к Просветлению, хотим ли на самом деле взять в руки основной
инструмент своей собственной высшей эволюции.
Теперь перейдем к другому важному моменту. Очень хорошо, если подходить к
буддизму именно как к буддизму, но одного этого мало. Необходимо также принять
буддизм как нечто целостное. Буддизм — очень древняя религия, история которой
насчитывает две с половиной тысячи лет. За это время, особенно в его ранний
период, буддизм был распространен практически на весь Восток 8. По мере своего
распространения он подвергался процессу непрерывного преобразования и развития;
свои основные положения буддизм согласовывал с самыми различными нуждами людей,
в среде которых он оказывался. Так образовалось множество различных школ и
традиций. С исторической точки зрения мы можем сказать, что буддизм и есть все
это. «Буддизм» представляет собой все здание развития дхармы в течение двух с
половиной тысяч лет.
В мире ныне имеется три главные формы, в которых распространен буддизм.
Во-первых, — буддизм Юго-Восточной Азии. Данная форма буддизма принята в
Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Камбодже, Лаосе и в ряде других стран; она
основывается на тхеравадинском палийском каноне (версии буддийских
первоисточников на языке пали, по традиции тхеравады, «школы старейшин », одной
из наиболее древних школ буддизма).
Во-вторых, — китайский буддизм, включающий в себя буддийское учение,
распространившееся в Японии, Корее и Вьетнаме, — странах, куда оно вначале
проникло именно из Китая. Китайский буддизм основывается на китайской Трипитаке,
или «Трех сокровищницах» (собрании китайских переводов всех доступных
буддийских индийских священных текстов всех школ: махаяны, сарвастивады,
саутрантики — другое название этой школы санкрантика; она одна из самых
значительных школ хинаяны, которая основывает свои положения только на сутрах,
— и других).
В-третьих, существует тибетский буддизм, включающий в себя буддизм Монголии,
Бутана и Сиккима. Эта форма буддизма основывается на двух огромных собраниях
канонических и полуканонических сочинений: Кангьюр — «перевод слов Будды », а
также Тандгьюр — переведенные комментарии великих ачарьев9 — знаменитых
буддийских философов и духовных учителей.
Эти три формы буддизма являются ответвлениями от первоначального корня —
индийского буддизма. Ими представлены формы того буддизма, который изначально
развивался в Индии на протяжении примерно тысячи пятисот лет. Буддизм
Юго-Восточной Азии отражает первый этап развития буддизма в Индии. Этот этап
длился приблизительно первые пятьсот лет после паринирваны, или физической
смерти Будды, и примерно до начала христианской эры. Эта фаза развития получила
название хинаяны. В течение этого периода буддизм формулировался
преимущественно в этических и психологических терминах.
|
|